До окончания приёма документов на должность главы города остаётся всего неделя. Выбрать нового мэра депутатам горсовета предстоит в начале июня. Из скольких кандидатов придётся выбирать, а также о состоянии городского хозяйства, телеведущая Лилия Карева узнала у спикера городского парламента Игоря Тинькова.
- Здравствуйте, Игорь Владимирович.
- Здравствуйте.
- Итак, грядущие выборы мэра. Много ли у нас желающих на эту должность, и какую работу ведёт Горсовет сейчас?
- Ну, желающих, к сожалению, не много. Хотелось бы всё-таки, чтобы люди как-то активнее проявляли себя. Даже знаю, что люди хотели бы какие-то заявиться, но пока реально документы не подал никто.
- То есть, вот так.
- Да. К сожалению. Но время ещё есть для подачи документов, и претенденты, надеюсь, появятся.
- Получается, это будет происходить буквально в последние дни?
- Да.
- А как вообще проходит эта процедура?
- Она определена комиссией. У нас есть место, где принимаются документы. Там сидят юристы. Есть секретарь от этой комиссии. Они и рассматривают претендентов с юридической точки зрения.
- Претендент должен принести пакет документов?
- Да, пакет документов.
- И потом что происходит, если там всё в порядке?
- Претенденту надо подать заявление.
- Подаёт заявление. На сессии городского парламента вот эти, к примеру, пять кандидатов…
- Нет.
- А как?
- Сколько бы ни было кандидатур, они будут рассматриваться комиссией. В результате из них останется двое. Эти два кандидата будут представлять свои программы уже на сессии городского Совета, и из двух кандидатов будет выбран лучший, закрытым голосованием.
- Ага, то есть, выбор происходит на сессии - и только из двоих кандидатов?
- Да.
- Ещё один выбор, который депутатам предстоит сделать в ближайшее время, - это почётный гражданин города. Этот выбор вызывает довольно большой интерес у горожан. Из кого выбираем? У кого больше шансов? И что вообще даёт это звание?
- Звание это даёт признание жителями города заслуг человека, работавшего в Липецке - как правило, это всегда пенсионеры, – что он очень много сделал для областного центра. Если вы про материальную часть стороны?…
- Ну какие-то льготы же есть, наверное?
- Да. 50 процентов коммунальных услуг, небольшая ежемесячная выплата…
- То есть, какие-то социальные льготы небольшие и плюс, конечно, моральное удовлетворение, да?
- Да.
- Признание заслуг.
- Я думаю, что это, наверное, - основное, чем стоит гордиться.
- И претендентов в этом году?...
- Претендентов в этом году четверо. Они очень достойные люди, и поэтому выбор будет очень сложным.
- Так.
- Можно, я не буду раскрывать всех подробностей? Если вы хотите услышать именно имена кандидатов, то могу их обозначить, но не хотелось бы предвосхищать события.
- Липчане как-то могут повлиять на выбор?
- Да, звонками, голосованием онлайн. В общем-то, мы собираем все отзывы, которые делают и общественные организации, и физические лица. Всё, что касается кандидата, они могут оставить на сайте городского Совета.
- В соцсетях, наверное, ваших?
- В соцсетях, конечно. Мы аккумулируем абсолютно все отзывы, как положительные, так и отрицательные, анализируем, потом объявляем данные на сессии городского Совета, и после этого опять же тайным голосованием выбираем двух человек, которые наберут наибольшее количество голосов.
- То есть, два почётных у нас будет?
- Да. Но не обязательно, что будут только двое…
- И депутаты могут учесть мнение горожан при этом?
- Они обязательно учтут эти мнения.
- Внеочередная сессия горсовета на минувшей неделе в связи с чем была проведена? Там были какие-то денежные же вопросы?
- Да. Только денежный вопрос. Это изменения в бюджет. Нам повезло. Поступили денежные средства из вышестоящих бюджетов, и не хотелось их задерживать до текущей сессии. Хотелось их распределить как можно скорее, потому что они касались сезонных работ. Это и дорожное строительство, это и аварийное ветхое жильё.
- Ну, там да - каждый день дорог…
- Да, а у нас, вы знаете, сезонность ярко выраженая, поэтому мы очень торопимся для того, чтобы все работы были в весенний, летний, ранний осенний период сделаны.
- На что городу выделили деньги вышестоящие бюджеты?
- На аварийное ветхое жильё, дорожное строительство, как я Вам сказал. Это наши техноцентры, так называемые. В общем, это те деньги, которые мы ожидали, конечно…
- Но запланировать не имели права, пока они не придут.
- Да, конечно.
- Так. И вот, в частности, на переселение из ветхого жилья сколько у нас будет потрачено в этом году?
- Ну, я думаю, что порядка трёхсот миллионов рублей.
- В количестве квартир непонятно пока, сколько это будет?
- Нет. Пока я не смогу ответить на этот вопрос.
- Понятно. Пока только сумма. В мае прошло выездное заседание комиссии по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству, и знаю, что в управлении благоустройства, куда, собственно, депутаты приезжали, обнаружилось много проблем, связанных как раз-таки с недостатком денег. Между тем, от управления благоустройства напрямую зависит, как выглядит лицо города, то есть, первое, на что обращают внимание, когда приезжают – убраны ли улицы, ухожены ли.
- Конечно.
- Вот. В связи с этим, интересно, чем можете помочь? Потому что коммунальщики жалуются на маленькие зарплаты и недостаток техники.
- Инициатива, которую городской Совет проявляет в этом отношении, именно и говорит о том, что мы должны пересмотреть зарплатные составляющие. Потому что техника сложная, которая сегодня поступает на вооружение в эти службы, а квалификация работников низкая только по причине низких заработных плат. Поэтому, конечно же, нам хочется изменить ситуацию. Мы напрямую зависим от вышестоящих бюджетов и, конечно, должны обращаться за тем, чтобы пересмотреть существующую тарифную сетку, и так далее. То есть, очень много именно технических вопросов, которые необходимо поправить, - для того, чтобы у людей выросла заработная плата. И, конечно же, хотели бы обратиться, чтобы нам добавили денег на уборку городских территорий.
- То есть, вы согласны с теми жалобами, которые вам были высказаны?
- Абсолютно согласен. Есть, конечно, там внутренние нюансы. Конечно, хочется, чтобы мы понимали не только, где каждая машина у нас находится, к этому мы уже пришли, а что она делает, в каком состоянии…
- Просто ли так она катается или нет?
- Да, оптимизация затрат имеет под собой основу, чтобы мы не просто давали деньги, но ещё спрашивали, как их расходуют, насколько качественно. Задача - не завалить городские службы деньгами, а дать их больше, чтобы улучшить состояние городских территорий.
- Одна из самых горячих тем последнего времени – это точечная застройка в переулке Яблочкина. Социальные сети гудят, и жители там соседних домов в возмущении. Я знаю, что, Вы на днях пытались разобраться в проблеме. К чему пришли?
- Да. Должен констатировать такой факт, что, конечно же, генплан, который у нас сегодня существует, нуждается в технической корректировке в плане застройки, точечной застройки и ограничения высотности. Люди, в общем-то, возмущаются, что слишком высокие дома, слишком большая нагрузка на коммуникации, не только внутренние, но и внешние. То есть, дороги, тротуары, детские площадки и так далее. Людей волнует, что такую большую нагрузку эти коммуникация принять не смогут.
- Ну, это обоснованное сомнение?
- Я думаю, что в какой-то мере, да. Обоснованное, потому что раньше люди жили в частном секторе, и количество людей было, соответственно, гораздо…
- Небольшим.
- … меньшим, да. И всё, что сейчас происходит, для людей, конечно, это такая шоковая терапия, с чем, в общем-то, я к временно исполняющему губернатора Артамонову Игорю Георгиевичу, обратился, что давайте мы, всё-таки, ограничим вот такие секторы, которые у нас есть, ну, там, пятиэтажной этажностью. Чтобы не более пяти этажей было, или там четыре, или…
- А исходя из каких соображений, вот, количество этажей в таких районах может быть полезно?
- Вы знаете, здесь, конечно, и здравый смысл, и архитектурные определённые условия, сетевые нагрузки, то есть, очень много параметров, которые нужно учесть, и конечно же, мнение жителей. Мы, проводим те же самые слушания, хоть они носят и рекомендательный характер, но вы видите, какой это имеет общественный резонанс.
- Слушания Вы имеете в виду общественные?
- Общественные, да. То есть, общественные слушания были проведены. Они показали отрицательный результат. Но так как они, всё-таки, рекомендательный характер носят, они не были услышаны, к сожалению. Я об этом и сказал, что начинаем с того, всё-таки, что обсуждаем с жителями, выясняем, как они к этому относятся: плохо, хорошо, терпимо. Предлагаем какие-то свои условия и так далее. То есть…
- Ну, я думаю, что в большинстве случаев жители всегда отрицательно к таким вещам относятся, потому что это перемена в жизни?
- Поверьте, не всегда. Даже эта группа жителей говорит: в принципе мы не против застройки, мы эту необходимость тоже понимаем, но мы не хотим, чтобы застройка была слишком высокой. Слишком, как я уже сказал…
- Много людей.
- …много людей и так далее. То есть, компромисс он, в общем-то, существует, и я, надеюсь, мы в кратчайшее время его найдём. Поэтому обязательно диалог с жителями, обязательно какие-то компромиссы с застройщиками должны быть. Я думаю, что ситуацию мы разрешим.
- А с точки зрения законности всей этой стройки, там какие-то проверки уже проводились?
- И проводились и проводятся. Есть нюансы… Хотелось бы получить уже окончательные результаты, чтобы не забегать вперёд. Посмотрим. Если будут нарушения, значит будем искать ответственных за эти нарушения. Если их нет, значит будем двигаться дальше.
- Не так давно Вы принимали ульяновских коллег и менялись опытом по работе с территориальными общественными самоуправлениями - ТОСами. Вот, чем Липецк на сегодня может похвастать в этой сфере? Сколько у нас ТОСов и нет ли среди них «мёртвых душ» ради статистики?
- Есть. Есть, к сожалению, и я думаю, очень хорошо, что ульяновские коллеги к нам приехали. Мы благодарили за это их. К сожалению, у нас есть небольшой такой разрыв между знаниями у населения, что это такое, и пониманием…
- Что делать?
- …что делать дальше? Вот, ульяновские коллеги пошли дальше. Они создали ТОСы как юридические лица. Каждый ТОС – юридическое лицо.
- У них ТОС – это юридическое лицо, а у нас?
- У нас - нет.
- У нас общественная какая-то структура.
- Да. И вот здесь самый корень низкой эффективности работы ТОС. Изучили их опыт…
- Чем помогает создание юридического лица?
- Ну, во-первых, юридическое лицо даёт возможность финансирования его и, соответственно, процессов, которые проходят внутри ТОС.
- То есть, бюджета?
- Да. У нас, знаете как - мы немножко больше, чем ульяновцы сделали в создании совета общественного самоуправления. И у нас и миллион депутатский, и так далее. То есть, есть чем похвастаться, но вот в части ТОС, они немножко впереди. Я думаю, что мы их догоним, самое лучшее мы впитаем…
- То есть, у нас активнее, получается, обсуждают, да? И как-то активнее их участие.
- У нас советы общественного самоуправления более активны.
- Так.
- А вот ТОС начали создавать, не понимая, как его всё-таки использовать.
- Как заставить его работать.
- Да, да. Люди ходят вокруг этого. Всё вот это в голове перемешалось.
- Идей много.
- Да.
- А воплощать не получается.
- А воплощать не получается.
- Потому что денег нет.
- Да. Вопрос, конечно, финансирования, но я ещё раз говорю, это очень хороший опыт, мы будем его развивать. Есть мысль вообще собрать представителей ТОСов всех областей России и провести такое совещание, которое позволит обменяться опытом, потому что он очень ценный сам по себе. Используя лучший опыт, мы увеличим активность населения внутри территорий проживания, вот именно в микрорайонах, во дворах и так далее. Люди поймут, что это всё делается прежде всего для того, чтобы …
- Было комфортнее?
- Да, стало более комфортно их проживание. Мы много об этом говорим, и оно случится, в конце концов. И дальше пойдём, вы же видите, достаточно много денежных средств уже выделяется, в том числе по программе «Комфортная среда» и так далее. Выделяются деньги уже для внутридворовых территорий, и для того, чтобы люди понимали, что это их территории, а не чьи-то и…
- Они же потом будут за них отвечать.
- Да. Не прилетит какой-то волшебник и всё сделает…
- И ещё потом подметать его город будет.
- Вот-вот. Поэтому хочется, чтобы и жильцы, и власть были вместе в этой ситуации, наводя у себя порядок. Вы знаете, сделать всё, в общем-то, можно, а вот как это сохранить?
- И, вот тут депутат как раз самый хороший посредник, наверное, и помощник в такой работе.
- Надеюсь.
- Спасибо Вам большое. Всего доброго.