Жители дома №16 в 9 микрорайоне несколько месяцев ждут решения жилищного вопроса. Здание признали аварийным еще в марте. Дом буквально трещит по швам. В стене отверстие глубиной в несколько сантиметров. Жить в таких условиях небезопасно. Причем, по словам обитателей дома, состояние перекрытий продолжает ухудшаться.
Ирина Пронина, жительница дома:
Мы боимся за свою жизнь, здесь жить. Потому что в экспертизе написано, что внезапное обрушение подъезда. А он тянет соответственно, и 7 подъезд, и 6 подъезд, и уже и 5. И везде трещины, и мы боимся за свою жизнь. Ну а взамен мы, конечно, хотим жилье, качественное.
Панельному зданию полвека. Капитального ремонта, как говорят жители, здесь никогда не было. При этом проблемы в пятиэтажке начались задолго до признания дома аварийным, утверждают жильцы.
Любовь Моисеенкова:
С 2009 года у нас пошли трещины. И мы стали, так сказать, приглашать комиссии. У нас уже тогда признали, что фундамент наш нарушается. И когда мы писали везде и всюду, мер никаких не принималось.
Еще в сентябре 2021 года в доме введен режим повышенной готовности — вызывало опасение состояние несущих конструкций. А в конце марта нынешнего года дом признан аварийным. Сейчас большинство жителей покинули свои квартиры и вынуждены жить у родственников. 17-ти семьям, которые предпочли снять жилье, мэрия компенсирует по 10 тысяч рублей ежемесячно. Самое главное, что мы платим за две квартиры. 7 тысяч только коммунальные услуги за две квартиры. Для пенсионеров это, конечно, ощутимо.
Однако главный вопрос, волнующий людей, когда они смогут получить новое комфортное благоустроенное жилье взамен аварийного. Мы обратились в мэрию с официальным запросом.
Официальный ответ мэрии:
Дом не находится в областной программе переселения из аварийного жилья. В связи с этим, однозначного решения, какое жилье или денежное возмещение получат люди, на данный момент нет.
Получается, и жить в доме нельзя, и когда предоставят новое жилье людям неизвестно. За 9 месяцев с момента введения режима повышенной готовности решение так и не родилось. Фактически до переселения могут пройти годы.
С юридической точки зрения, если перспектива расселения туманна, жильцы вправе через суд добиваться нового жилья или компенсации.
Дмитрий Соколов, юрист:
Естественно, задача муниципальных властей — это решить вопрос. Они имеют права обратиться с письменным запросом. И в течение месяца уполномоченные органы власти обязаны дать соответствующий ответ. Если он будет отрицательным, они имеют право обжаловать в судебном порядке. Что касается платы за содержания жилья, в котором люди фактически не проживают, вопрос также нужно решать через суд. В индивидуальном порядке.
Ситуация для Липецка с введением режима повышенной готовности в аварийной многоэтажке хоть и нестандартная, но не уникальная. В подобном положении были жители дома номер 2 по Осеннему проезду. Тогда средства на решение жилищного вопроса городские власти получили из резервного фонда области. Сейчас такой вариант не озвучивается. Со своей стороны положение дел контролирует прокуратура.
Татьяна Ткачева, старший помощник прокурора Липецкой области:
В еженедельном режиме осуществляется мониторинг ситуации, в ходе которого дается оценка, в том числе, законности действий администрации города Липецка. В случае выявления нарушений прокуратурой незамедлительно будут приняты все необходимые меры по устранению нарушений.
Как сообщили в прокуратуре, официальных жалоб от жильцов дома номер 16 в 9-ом микрорайоне в надзорное ведомство на нарушение их жилищных прав не поступало.