Началось время сбора лекарственных трав. Это увлечение не слишком распространено, но зато те, кто его разделяет, убеждены — природа и есть аптека. С одним из травников «Вести-Липецк» побывали в очень красивом месте — около Русанова ручья в Задонском районе, где посмотрели на привычные растения другими глазами.
Отступает изнуряющая жара от одного вида бегущей по уступам воды — Русанов ручей называют единственным водопадом в регионе. Это место недалеко от Задонска и его непременно нужно увидеть — говорят те, кто уже тут побывал. Но ведь и вокруг целая энциклопедия.
Владимир Кулаков, травник:
Это сныть. А какая же часть у нее съедобная? Вся. Ее можно отваривать, ее можно измельчить, сделать бутербродную пасту. Да, очень вкусная. С творогом просто объедение.
Кто-то увидит хоть и живописное, но не более чем разнотравье, а он — настоящее богатство. Где астрагал, который сравнивают с женьшенем. Где донник, который настолько ценили, что приписывали ему даже обереговые свойства. Где вот такие ромашки, казалось бы, что необычного в ромашке?
Ромашка пиретрум — она специфическая. Она обладает чуть другими свойствами, но так же антисептик очень хороший. И она вот как растет — вот один кустик, вон еще в отдалении, вон еще. И чтобы ее собрать в достаточном количестве, надо погулять. И на поле она не растет, она вот только по лесу.
Природная среда, убежден Владимир Кулаков, полна подсказок и индикаторов. Например, это место у Дона заслужило высокую оценку на необычной цветовой шкале.
Цвет лишайника — яркий и желтый. Есть серый, есть желтый. Это говорит о том, что место экологичное.
Сотни лет назад человек отлично знал эти дикоросы и то, как они могут послужить. Что можно использовать как привычную нам салатную зелень, что — как специю, а что — в народной медицине.
Мои чаяния такие — сделать, популяризировать, возродить эти традиции.
Сейчас время сбора многих трав. И это способно увлечь — заварить зимой, например, какой-нибудь фиточай и вернуться мыслями в лето. Но лучше помнить, отмечает Кулаков, что выходить на «зеленую охоту» стоит, вооружившись теорией.