Вечером 29 декабря 2019 года эти кадры облетели все крупные СМИ нашей страны. На трассе недалеко от Становлянского района Липецкой области перевернулся рейсовый автобус с более чем тридцатью пассажирами внутри. Оперативную съемку сотрудники МЧС начали менее чем через час после происшествия. Но пострадавших на кадрах нет. Все потому что в это время они уже находились в больницах. Медицина катастроф тогда прибыла на место аварии спустя 7 минут.
Вадим Коршунов, заместитель главного врача Центра медицины катастроф:
Тяжелых больных эвакуировали спустя три минуты после прибытия. А дальше шла сортировка — средней тяжести и легких больных. Всё мероприятие по ликвидации медико-санитарных последствий у нас заняло 45 минут.
Одинаковая ответственность за жизнь и здоровье человека лежит на всех сотрудниках службы. Задача диспетчера максимально точно собрать информацию и правильно оценить опасность ситуации, — медицинское образование обязательно. Прошлый, пандемийный год, стал для всех настоящей проверкой на прочность — 366 тысяч вызовов.
Светлана Голикова, диспетчер:
Двойная может быть даже работа. И записывать вызов и психологически людей настраивать и какую-то рекомендацию давать.
Всего несколько минут на сборы. С собой у бригад скорой помощи решения почти для каждой экстренной ситуации. Вес всех чемоданов около 45 килограммов! Кристина Гусева фельдшером работает недавно, кто бы мог подумать, что кадастровый инженер решит переучиться и сменит офисный костюм на медицинскую униформу
А вот Ольга Зарницкая спасению людей отдала больше 20 лет. За это время она пережила и безумную любовь к своему делу, и острое желание уволиться и снова стремление помогать людям. Признается, найти понимание с пациентом иногда бывает крайне сложно.
Ольга Зарницкая врач бригады скорой помощи:
Вызов был к мужчине, находящимся в состоянии алкогольного опьянения с желудочно-кишечным кровотечением давления практически нет. Поставили ему капельницу, оказали всю помощь. Объясняем, что необходима срочная госпитализация. Бесполезно. То есть люди совершенно адекватно не относятся к своему состоянию. Говорит, что мне сейчас будет легче. Потом начинает нецензурно выражаться, выгонять и он так с нами и не поехал. Вот такие ситуации довольно-таки часты.
Врач «скорой помощи» — опасная профессия. Неизвестно, что ожидает бригаду по прибытии на место.
Ольга Зарницкая, врач бригады скорой помощи:
Приезжаем, где притон наркоманов, действительно страшно, реально. Люди совершенно неадекватные. Мы оказываем помощь, кто-то прыгает сзади нас. Неизвестно, что ему придет в голову и чем это может закончиться, а мы две женщины. Вот это реально страшно.
И подобных историй за карьеру в памяти медиков набирается предостаточно, каждый помнит и своего первого пациента, и необычные вызовы, которые человека со стороны могут своей суровой реальностью порядком испугать. Но у самих врачей и фельдшеров, со временем отдельные ситуации переходят в раздел баек.
Равшан Юсупов, фельдшер бригады скорой помощи:
Большой двухэтажный дом, большой стол. Человек 30 за столом сидят. Травма руки. К кому подойти, у кого травма руки? Стою с двумя чемоданами. Вдруг женщина выходит и несет на тарелочке палец. У дедушки оторвался палец и упал со второго этажа, а дедушка сидит за столом и ест.
Ну, а сто двадцать три года назад, когда выездные бригады только появились, эта история могла стать ещё более курьезной. Тогда бригады медиков могли забирать пострадавших только с улицы. А в принципе вызвать скорую могли только официальные лица: полицейский, дворник, ночной сторож. Кстати, прообразом современной кареты скорой помощи действительно была карета, запряженная лошадями. Да и вообще, в самом начале привычная нам служба существовала лишь благодаря поддержке меценатов.
Сейчас на страже жизни и здоровья пациентов уже не кареты, а полноценные медицинские комплексы. Делятся они на три категории и предназначены для пациентов различной степени тяжести. В этом автомобиле сделан упор на оказание экстренной медицинской помощи. Дефибрилятор при остановке сердцебиения, кислородный баллон при нарушении дыхания, а при необходимости прямо в дороге врачи могут подключить пациента к аппарату искусственной вентиляции легких.
Управляет передвижным медцентром опытный водитель. Езда по встречной полосе, скорость за 100 км в час. Очень часто шоферу приходится маневрировать на пути к больному или уже с пациентом внутри автомобиля среди оживленного транспортного потока.
Геннадий Рыженков водитель скорой:
Бывает адреналин ну и за человека волнуешься, который там лежит. Тяжело ему и приезжаешь и у самого всё вот так вот колотит всё.
Всего состав областного центра скорой помощи и медицины катастроф входит 7 подстанций в Липецке и Ельце. Трудятся 480 бригад, из них — 104 круглосуточно. В этом году штат будет расширяться, как и оснащение.
Александр Игнатовский, главный врач Липецкой областной станции скорой медицинской помощи и медицины катастроф:
Планируется открытие новой подстанции скорой мед помощи в рамках нашей организации на Дачном, закуплено 121 автоматизированное рабочее место старшего бригады скорой для работы бригад с планшетами. Это улучшит качество передачи информации.
Главное теперь найти еще специалистов. Помогает в этом программа губернаторский миллион. Даже в коронавирус на подстанцию приходили новые сотрудники. И хоть решиться на работу в службе скорой помощи может далеко не каждый, но попав сюда, многие здесь остаются на долго.