Больше 1 200 жителей Липецкой области с начала 2019 года лишились сбережений из-за мошенничества с банковскими картами. До пяти таких случаев в стуки фиксирует полиция. Самым распространенным видом обмана являются звонки с сообщением о блокировке карты. Мнимые представители банка запрашивают данные: срок действия карты, ПИН-код, CVV и снимают деньги.
Недавно зафиксирован новый вид мошенничества с использованием банкоматов. Он носит вымогательный характер. Заведующий сектором платежных систем и расчетов отделения Липецк ГУ Банка России по ЦФО Галина Бысова, подробно рассказала о схеме злоумышленников:
Мошенники подбирают жертву и место, как правило это люди пожилого возраста и нелюдные места, оставляют карту в банкомате и отходят в сторону. Человек, подходит к банкомату, чтобы осуществить какую-нибудь операцию, видит чужую карту, вытаскивает ее из картоприемника, чтобы воспользоваться своей картой. В это время к нему подходит мошенник, объясняя, что он забыл карту, проверяет баланс и сообщает, что якобы с карты сняли денежные средства, требует с невиновного человека вернуть денежные средства. При этом, появляются сообщники, выступающие свидетелями произошедшего.
Специалисты просят в этом случае не поддаваться панике, нужно позвонить в полицию, не отходя от банкомата. Мошенники первыми покинут это место. Кроме того, каждый банкомат оснащен камерой, которая фиксирует все операции, осуществленные в этом банкомате. Ещё одной уловкой жуликов стали звонки от имени сотрудников банка с предложением усилить безопасность вашего счета:
Якобы представители банка звонят и предлагают установить на ваш телефон дополнительную программу, чтобы защитить счет и банковский онлайн сервис. Человек скачивает приложение и тем самым дает мошенникам неограниченный доступ к своим деньгам. Ни в коем случае не устанавливайте неизвестные программы на своим смартфоны, кто бы это не предлагал, — рассказал «Вести-Липецк» старший оперуполномоченный отдела № 3 управления уголовного розыска Павел Сапрыкин.
Списывают деньги с карт и при продажах в интернете. Например, вы продаете в сети детскую куртку. Вам звонит покупатель и говорит, что готов купить, но боится, что кто-то его опередит, приехав раньше. Покупатель предлагает перевести задаток или даже всю сумму и просит сообщить номер карты. Конечно, вы сообщаете ему номер карты. Покупатель перезванивает, говорит, что перевести деньги не удается, просит еще раз назвать номер карты, а также вашу фамилию, имя и срок действия карты. Вы, не подозревая не о чем, сообщаете данные карты и ожидаете получения денег. Покупатель вновь перезванивает, извиняется, просит сверить названные ранее реквизиты, в это время на телефон приходит смс для подтверждения операции. Вы называете код и возможно не сразу понимаете, что сделали. Получив смс сообщение о списании денег с вашей карты, вы понимаете, что произошло, но деньги уже списаны с вашего счета. Обратно вернуть денежные средства в этом случае не получится, т.к. вы сами сообщили мошеннику все реквизиты для осуществления этой операции.
Специалисты просят нас помнить правило: никогда, ни при каких обстоятельства, никому не сообщайте свои персональные данные, данные своей карты, а также коды осуществления операций, содержащиеся в СМС-сообщениях банков.
Что же делать, если мошенники списали деньги с использованием ПК? В этой ситуации необходимо выполнить следующее:
— как можно скорее позвонить в банк и сообщить о мошеннической операции, а также заблокировать карту;
— обратиться в банк, взять выписку по счету и написать заявление о несогласии с операцией в двух экземплярах. Один экземпляр с отметкой банка о приеме оставить себе;
— обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
Срок рассмотрения заявления банком от 30 до 60 дней, если операция была международной. За это время банк проведет служебное расследование и решит вопрос о возмещении ущерба. Если вы соблюдали меры безопасности и обратились в банк не позже чем через сутки после списания денег, то можете рассчитывать на возмещение.
Однако, если вы сами сообщили злоумышленникам ПИН-код или код из СМС, необходимый для подтверждения платежа или перевода, деньги вам, к сожалению, банк не вернет.