Около 500 претензий на работу банков, микро- и других финансовых организаций направили липчане в ЦБ с января по март. Это в полтора раза больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. О структуре жалоб на финансовые организации рассказала эксперт липецкого отделения Банка России Екатерина Соснова.
— Основная часть обращений — а это 280 штук — касалась деятельности именно банков. Количество таких жалоб возросло примерно в полтора раза. На втором месте по количеству претензий — это обращения, связанные с работой микрофинансовых организаций. А замыкают тройку жалобы на страховщиков.
Почему стало больше жалоб на банки, есть этому какое-то объяснение?
— Например, возросло число обращений о приостановке дистанционного банковского обслуживания. Дело в том, что с июля прошлого года Банк России обязал кредитные организации блокировать подозрительные операции, чтобы предотвратить хищение средств. Липчане обращались в Банк России, чтобы обжаловать включение своих реквизитов в специальную базу данных. Но тут важно подчеркнуть, что по результатам рассмотрения ряда претензий банки подтвердили использование дистанционного банковского обслуживания именно в мошеннических целях.
А в целом жалоб на кибермошенничество стало больше?
— Да, количество жалоб на кибермошенничество возросло. Аферисты изобретали новые способы хищения денег, используя современные технологии и психологические уловки. В некоторые случаях они оформляли заемные средства на чужие имена. Изменить ситуацию призван закон, который заработал c марта этого года. Люди получили возможность установить в своей кредитной истории на портале Госуслуг самозапрет на потребительские кредиты и займы.
Сейчас мы говорили о том, что по ряду направлений зафиксирован рост числа жалоб. А есть ли где-то, наоборот, снижение?
— Например, жалоб на навязывание платных услуг банками стало меньше в пять раз. Этому есть объяснение. С прошлого года кредиторы обязаны, с одной стороны, информировать заемщиков об услугах, которые они приобрели вместе с кредитом. И с другой стороны — уведомлять о праве отказаться от таких услуг в течение 30 дней. В первую очередь нужно направить жалобу в саму финансовую организацию. Банк должен ответить на претензию в течение 15 рабочих дней. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен еще на 10 дней. Если человек не согласен с ответом, Банк России самостоятельно рассмотрит обращение. Для этого человеку нужно обратиться в интернет-приемную Банка России.