Интересен и опыт липчан по реализации продукции, которую производят сельские кооперативы. Это один из самых сложных вопросов. Как небольшому производителю выйти на рынок, и самому не оставшись в убытке, и чтобы цена в итоге была приемлемой для покупателя. Как изменилась за последнее время «товаропроводящая инфраструктура» – в цифрах и оценке самих фермеров?
Полсотни своих коров, и в следующем году хотят удвоить поголовье. Плюс покупают молоко у людей. Молочную продукцию чаплыгинского кооператива узнают уже и в областном центре. Продавать пробовали через региональную сеть магазинов. Но там нужны и большие объемы, на каждую точку – и стабильные. Маленькому производству не по силам.
Николай Рыжков, председатель кооператива: «Участвуем во всех ярмарках – областных, муниципальных, ярмарках выходного дня. Поставляем в свои магазины, которые открыли наши кооперативы, на свой рынок. Мы пока, будем говорить, с реализацией трудностей не испытываем»
Свой магазин может быть и у кооператива, который давно встал на ноги. И у только созданного. Тут подняли рецепты бабушек и попали в десятку в смысле покупательского спроса. И рынков прибавилось. За счет сельскохозяйственных кооперативных. Таких в регионе 9 из 36. Встать за прилавок может и просто частник. На рынке фиксированная плата за место, и это часто выгоднее, в других местах расчеты могут быть от килограмма.
93 фермерских магазина, плюс павильоны, еще киосков – 500. И это всё сеть точек, где исключили посредника. Например, знаменитые лебедянские яблоки, первый магазин агрофирмы в областном центре. Эти же яблоки через торговые сети – на 10 процентов дороже.
Николай Еремеев: «Мы продаем именно вот у себя – и здесь мы делаем цену как от производителя. Без каких-либо наценок»
Всего год, как в регионе в ходу формат «магазин в магазине». Супермаркет крупного федерального ритейлера, и внутри площадка, где торгуют местным мясом и полуфабрикатами. Сырье от фермеров и частных подворий. Выгодно оказалось всем.
Ольга Сидорова, заместитель начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: «Значит, как мы говорим, с грядки на прилавок. Достаточно по низким ценам. Мы имеем сегодня в стране самые дешевые картофель, овощи, мясо, хлеб – это очень приятно. И спасибо хотелось бы сказать всем аграриям»
Еще из новых для региона моделей. Когда производство за стеклом. Пекут хлеб или делают колбасу - на глазах. Доверие покупателя тогда кратно выше. Фермеры осваивают и электронные площадки. Уже есть в регионе кооперативный интернет-рынок. Еще хотят продавать, например, молоко – через специальные автоматы.