Вышли на финальную стадию. Художники завершают роспись стен Храма Всех Святых в областном центре. Работали более 8 лет.
Вот так мазок за мазком художники расписывают Храм Всех Святых. Медленно, но верно, из-под кисти выходят образа. Большая часть работы позади. Однако, есть еще незавершенные сцены.
Роспись храма — процесс не быстрый. Работы здесь начали в 2014 году. Так на изображение одной сцены уходит больше месяца, а одного святого пишут около недели. Много времени занимает и строительство лесов. Чтобы добраться до купола они должны быть высотой — более 20 метров.
Храм расписывают в лучших традициях церковной живописи. В академическом стиле, которому несколько столетий. Правила соблюдать нужно строго. У каждой сцены свое место. Например, в самой высокой точке — на куполе — изображается Христос, рядом — пророки и апостолы. Как выглядят святые выдумывать не нужно. Они давно прописаны на известных полотнах и иконах. Художнику нужна лишь качественная репродукция. Найти такую удается не всегда, поэтому приходится идти на хитрости.
Андрей Тонких, художник:
Какие-то элементы приходится отрисовывать. Мы рисуем либо руки товарищей, либо свои руки. Смотришь либо в зеркало, либо сфотографируешь какой-то неудобный ракурс и отрисовываешь.
Фигуры максимально реалистичны. Поэтому художник должен хорошо знать анатомию. Сцену по библейскому сюжету «Возвращение блудного сына» пишет Андрей Тонких. Остались последние штрихи — усилить тон, подредактировать цвет. Но и на это могут уйти даже не часы — дни. Пишут на высоте, иногда при скудном освещении. Сложностей много, но по словам живописцев, главное — верить.
Андрей Тонких, художник:
Иногда почему-то не получается. Чувствуешь себя почему-то каким-то совершенно бездарным в некоторых ситуациях. А потом смотришь, само собой как-то начинает складываться и выходит и думаешь, что уже кто-то тебе помогает.
Изображение появляется в несколько этапов — рисунок карандашом, по нему подмалевок черным, и только потом роспись цветной краской. Акриловой. На водной основе. Она считается одной из самых стойких. Наносить ее нужно в несколько слоев, чтобы цвет был плотным. Поэтому изображение получается, как говорится, «на века».
Анна Кушнарёва, художник:
Раньше храмы часто расписывались масляными красками, но сейчас на более технологичные материалы все перешли. Потому что акрил он фактически не пахнет.
Все художники работают в одной цветовой гамме. Здесь преобладают золотистые цвета и теплые тона.
Анна Кушнарёва, художник:
Очень много белил. Если использовать чистый цвет, то изображения будут яркими, они будут вываливаться из стены, будут на зрителя давить. А когда мы изображения делаем в пастельных тонах, они становятся частью стены, они подчеркивают плоскость стены.
Цвета одежд святых и оклады икон перекликаются с орнаментом, который, в свою очередь, подчеркивает архитектуру. В храме все взаимосвязано и подчинено одной цели. Чтобы человек, попадая сюда, чувствовал духовную благодать.