С начала сезона в Липецке появилось уже несколько зон ограничения скорости для электросамокатов. Между тем популярность этих устройств растет, как и количество происшествий — с марта 2023 произошло уже 5 ДТП с участием электросамокатов. Возможно ли предотвратить трагедии со средствами индивидуальной мобильности (СИМами), пояснили автоинспекторы, власти и юристы.
На видео группа ребят в последний момент пытается перебежать дорогу на зеленый сигнал светофора. На переходе одного из парней на полной скорости сбивает водитель электросамоката. Именно его признали виновником происшествия.
Ольга Соломыкина, старший инспектор по безопасности дорожного движения УМВД России по Липецку:
Если участник дорожного движения управляет СИМом и не спешился, то есть пересекает проезжую часть на СИМе, естественно за это штраф 800 рублей.
Незнание правил приводит к плачевным последствиям. Очередное нарушение: нерегулируемый пешеходный переход на площади Петра Великого. При попытке пересечь дорогу верхом на самокате, юноша неожиданно для водителя автобуса, выезжает под колеса общественного транспорта. И это не единичные случаи.
С 1 марта по всей стране вступили в силу поправки в ПДД. Появился термин «Средство индивидуальной мобильности», куда вошли и электросамокаты. Скорость таких устройств не должна превышать 25 километров в час. На электросамокате можно ездить только по одиночке. Кроме того, появился новый знак «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Штраф за нарушение — 500 рублей.
Электросамокаты отнесли к средствам мобильности, но все равно их можно брать в аренду, ездить по тротуару, кататься в парках и скверах.
Если движение СИМ подвергает опасности или создает помехи для пешеходов, водитель должен спешиться или снизить скорость — не выше скорости движения пешеходов. Другое дело, как это контролировать — камер скорости на пешеходных переходах нет, а в случае фото-видео фиксации — нет системы идентификации транспорта или водителя. А дежурить на тротуарах автоинспекторы не должны.
А потому вопрос контроля в каждом регионе решают по-разному. В Новокузнецке, например, электросамокаты автоматически отключаются в определенных скверах. В Москве для установления личности нарушителей есть камеры распознавания лиц. А в Липецке прорабатывается вопрос о запрете движения в определенных местах.
Евгений Черыжов, председатель департамента транспорта Липецка:
Будут введены определенные зоны запрета движения и зоны ограничения скорости. По зонам запрета движения — это наш мемориальный комплекс на площади Героев. То есть сам тротуар останется проездным, но мемориальный комплекс будет ограничен. То же самое на площади Ленина, Соборная
В городе появляются и зоны ограничения скорости. В некоторых местах — до 15 километров в час.
Денис Балакирев, представитель шеринговой компании:
Такие зоны действуют в парке Быханов сад, на центральной аллее Нижнего парка, в Верхнем парке. В пешеходной зоне парка Победы действует ограничение скорости. А в тех местах, где в парке Победы установлен скейтпарк и велопарк, стоит зона полного запрета поездок на электросамокатах.
По статистике, каждый пятый липчанин в прошлом году воспользовался услугами сервисов, а в этом году специалисты ожидают рост. Электросамокаты уже не роскошь, а средство передвижения.
Денис Балакирев, представитель шеринговой компании:
80% всех поездок, то есть 8 из 10 поездок совершались именно по транспортной модели. Жители Липецке не катались на самокатах чеще всего, а брали для того, чтобы решать свои ежедневные бытовые вопросы.
В городе несколько сервисов. Только у одной крупной компании больше тысячи самокатов. В прошлом году только за 3 месяца липчане проехали больше пятисот тысяч километров на электросамокатах. Для сравнения, чтобы покрыть этот путь придется объехать Землю по экватору 13 раз. В этой ситуации защитить нужно как пешеходов, так и пользователей электроустройств.
Александр Моргачев, юрист:
Необходимо усилить контроль со стороны администрации, со стороны органов правоохранительной власти. Возможно, ввести дополнительные санкции, увеличить штрафы, потому что сейчас штраф предусмотрен максимальный — 1500 рублей и необходимо проводить работу с гражданами.
Очевидно, что пока не будет жесткого контроля — количество аварий с участием электросамокатов не снизится. Если за весь 2022 год, по официальной статистике ГИБДД, произошло 9 ДТП, то с начала этого года уже 5, при этом в каждом есть пострадавшие, в основном дети, с травмами различной степени тяжести.