Цвета сайта
Размер шрифта

Судьба липецких транспортных карт может решиться 12 ноября

Майя Евглевская

Кто вернет 114 миллионов рублей пассажирам, зависит от решения Центробанка

114 миллионов рублей — такова общая сумма средств, оставшихся на липецких транспортных картах старого образца. Карты не действуют, возврат временно невозможен — у банка, обслуживающего систему, отозвана лицензия.

Почти в каждом автобусе Липецка — пустые крепления терминалов. Система безналичной оплаты проезда по картам старого образца не работает уже полтора месяца. Сначала — технический сбой, потом у банка, который обслуживал систему, отозвали лицензию. Деньги, оставшиеся на электронных проездных липчан, сейчас заморожены.

Иван Мычелкин, начальник управления дорог и транспорта Липецкой области:

База данных этих остатков восстановлена, проверена ее целостность. Мы владеем информацией по остатку по каждому счету. Они находятся в «объединённом резервном банке» в статусе денежных средств физических лиц, внесенные в электронные кошельки.

Но вернуть деньги пассажирам сейчас невозможно. В «Орбанке» — внешнее управление сейчас и банкротство в перспективе. Операции со счетами приостановлены до окончания этого процесса. Альтернативный вариант — если Центробанк согласится на «замену кредиторов», передав права требовать долг с ОРБ от владельцев транспортных карт самим перевозчикам.

Александр Кремнев, вице-спикер Липецкого облсовета:

В ближайшее время мы направим обращение в соответствующие органы, чтобы ускорить решение этого вопроса. Потому что, если банкротство, и та стандартная процедура, которая существует, она занимает очень много времени. Люди не могут ждать такой продолжительный период.

Если Центробанк не пойдет навстречу, каждый пассажир должен будет самостоятельно заниматься оформлением возврата. Писать заявление о включении в реестр кредиторов, и дожидаться полной ликвидации «Объединенного резервного банка», к которому, как к организации, обеспечивающей систему оплаты проезда в регионе, было много претензий со стороны липецких антимонопольщиков. С самого начала старта проекта внедрения «транспортных карт», в 2012 году.

Ирина Поткина, руководитель Управления антимонопольной службы по Липецкой области:

Она использовала и оборудование, и право свое с нарушением требований антимонопольного законодательства. Это у нас называется как «предоставление преференций, возможность зарабатывать на государственном имуществе без проведения конкурентных процедур и без согласования с антимонопольным органом.

Предписания УФАС со временем исполнялись, и прямой связи между деятельностью ОРБ в нашем регионе и потерей лицензии нет. Почему банк с низким рейтингом — в районе третьей сотни по стране — стал фактически монополистом на рынке транспортных услуг, вопрос к прежнему руководству области. Сейчас управление дорог и транспорта дожидается решения Центробанка по смене кредиторов — и если оно будет положительным…

Иван Мычелкин, начальник управления дорог и транспорта Липецкой области:

Включим систему, предоставим возможность всем гражданам, держателям карт, по сути, истратить эти замороженные на сегодня средства.

Правда, и в этом случае не все разрешится просто. В целом на картах старого образца «зависло» 114 миллионов рублей. Но не у всех пассажиров на проездном суммы, кратные оплате проезда. Возобновить пополнение — значит, продлить работу старой системы на неопределенный срок. А ведь уже с лета действует новая. Кроме того, перевозчики, став кредиторами ОРБ, тоже будут вынуждены дожидаться ликвидации банка, чтобы вернуть деньги. И все это время возить людей бесплатно. Впрочем, сначала надо дождаться ответа Центробанка — это должно произойти до 12 ноября.