Цвета сайта
Размер шрифта

С 1 января 2017 года в требования к рассмотрению Роспотребнадзором обращений потребителей внесены изменения

О новых требованиях к обращениям потребителей, как основанию для проведения внеплановой проверки, с 1 января 2017 года

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с 1 января 2017 года изменились требования к рассмотрению органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - органы контроля) обращений потребителей на нарушение их прав и законных интересов.

Согласно новой редакции Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» перед направлением обращения в орган контроля первичным и обязательным действием потребителя является его обращение за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Если такое обращение не было рассмотрено, либо требования не были удовлетворены, потребитель может обратиться в орган контроля. Таким образом, вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту.

Помимо этого, согласно новым положениям законодательства:

-        обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, не смогут служить основанием для проведения внеплановых проверок;

-        обращения и заявления, направленные в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановых проверок только при условии регистрации заявителя в единой системе идентификации  и аутентификации;

-        если в обращении отсутствует достоверная информация о лице, допустившем нарушение, а также достаточные данные о нарушении, орган контроля имеет право провести предварительную проверку поступившей информации;

-        если после начала предварительной или внеплановой проверки выявлена анонимность обращения, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении, начатая внеплановая проверка прекращается. При этом орган контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступивших обращений, если в них были указаны заведомо ложные сведения.

Закон позволяет при рассмотрении обращений учитывать результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, нововведения законодательства относятся как к потребителям, так и к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность, которым, в свою очередь, необходимо будет обратить особое внимание на организацию приёма и рассмотрения обращений и претензий потребителей на нарушение их прав и интересов.

Дополнение.

С 1 января 2017 г. вступили в силу изменения в законодательстве в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), предусматривающие дополнительные условия проведения проверки, но распространяются они только на обращения и заявления граждан о нарушении прав потребителей.

Так, в соответствии с новой редакцией п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)».

Следует отметить, что дополнительное требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.

По таким обращениям граждан принимаются меры в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

В настоящее время требования к продукции установлены в технических регламентах Таможенного союза. Роспотребнадзором осуществляется контроль за исполнением 21 технического регламента, в том числе «О безопасности пищевой продукции»; «О безопасности продукции легкой промышленности»; «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»; «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» и др.

В связи с этим, в случаях, когда гражданин приобрел несоответствующий требованиям безопасности товар, он вправе обращаться непосредственно в Роспотребнадзор. При поступлении таких обращений граждан Роспотребнадзором в установленном законом порядке организуются мероприятия по контролю.

 

Управление Роспотребнадзора РФ по Липецкой области