Поисковый отряд «Заря» рассказал «Вести Липецк», как шли поиски обломков самолета Пе-2, сбитого возле села Крещенка Хлевенского района во время Великой Отечественной войны.
В июле 1942 года жители поселка наблюдали воздушный бой, когда сбили советский самолет. По словам местных жителей, никто из него не катапультировался.
Поисковики приехали к месту крушения самолета, чтобы найти его обломки и останки членов экипажа.
На предполагаемом месте падения Пе-2 были две небольшие воронки. Практически сразу же поисковики нашли фрагменты фюзеляжа и человеческие кости. Затем обнаружили пулемет универсальный Берзина. Также массово попадались гильзы и звенья от пулемета ШКАС.
Нужен был двигатель, на нем есть серийный номер. Двигатели рухнувших самолетов могут закапываться на глубину до 12 метров, — рассказал «Вести Липецк» руководитель поискового отряда «Заря» Денис Французенко.
Поисковики продолжили раскопки и нашли бронеплиту, как установил Валерий Чернышев из Воронежа (всю жизнь занимается подъемом самолетов) от Пе-2. Это меняло всю картину работ, так как на «Пешках» экипаж состоял из трех человек. Однако фрагментов двигателя, на котором можно найти серийный номер, так и не было. Поисковики продолжили копать вглубь и нашли фугасную бомбу.
Выкопалась бомба ФАБ-50. Вызвали полицию и пиротехников. Они выставили оцепление, а мы прервали работу. Съездили домой, отмылись и отоспались. Спустя четыре дня мы вернулись и продолжили рытье, вернее, ковыряние глины. Казалось проще долбить камень, чем эту ссохшуюся за века субстанцию. Вырезали фактически ножом, так как лопаты отрезали тонкие ломтики, словно повар дорогую колбасу, — добавил Денис Французенко.
В это время на помощь липецким поисковикам приехали коллеги из Рязани. Наконец нож Александра Ларина отковырял втулку винта самолета. Достали ее из раскопа с помощью «буханки» — автомобиля «УАЗ-2206».
С помощью этой детали поисковикам было проще установить серийный номер двигателя и выяснить судьбу экипажа.
Как ранее сообщали «Вести Липецк», установлена судьба экипажа самолета Пе-2, который сбили в июле 1942 года во время Великой Отечественной войны. Из него спаслись летчик Иван Чуканов и стрелок, радист сержант Пивоваров. Согласно наградному листу, Чуканов дотянул самолет на свою территорию и катапультировался вместе с Пивоваровым. Летчик дотащил раненого радиста до госпиталя. За это его наградили Орденом Красного знамени.
Поисковики предполагают, что штурман, старший лейтенант Иван Ковалев погиб вместе с самолетом. Они направили запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ. В «Заре» ждут подтверждения, что двигатель не переставили на другой самолет. Тогда можно будет утверждать, что найдены останки Ивана Ковалева.
За помощь в раскопках поисковый отряд «Заря» благодарит управление внутренней политики региона, полицию и администрацию Хлевенского района.
Напомним, останки самолета времен Великой Отечественной войны нашли возле села Крещенка Хлевенского района в сентябре. В середине октября поисковикам практически удалось прочитать серийный номер мотора.