Цвета сайта
Размер шрифта

Липецкому военному летчику Александру Харчевскому 9 мая исполнилось бы 75 лет

Ирина Карасева

О том, каким запомнился легенда авиации липчанам

Свой день рождения он традиционно встречал за штурвалом. Александр Харчевский родился 9-ого мая 1950-ого. И будучи начальником липецкого авиацентра, регулярно был участником воздушного парада Победы над Красной площадью в Москве — сам вел липецкое «тактическое крыло» из 10-ти боевых самолетов. Кажется, есть какой-то глубокий смысл в том, что день рождения знаменитого летчика пришелся на День Победы. Настоящий мужчина и патриот — так о Харчевском отзывались все, кто его знал.

«Профессия летчика — она и воспитывает его — только в том случае, если ты любишь ее, если ты любишь небо. А если ты относишься к этому, что случайно попал, то я просто не завидую таким летчикам», — считал Харчевский.

С 1997-ого года Александр Харчевский руководил липецким центром боевой подготовки летчиков. Конец девяностых — тяжелое время и для страны, и для авиаторов. Не было горючего для полетов, сотрудникам центра не платили денежное довольствие. Перед Харчевским стояла задача не допустить развала. И он эту задачу выполнил. Возобновилась научная работа в центре. А в марте двухтысячного года Харчевскому был доверен знаменитый полет по маршруту Краснодар-Грозный и обратно на истребителе Су-27 УБ, на борту которого находился исполняющий обязанности Президента России Владимир Путин. Глава государства занимал место второго пилота и в какой-то момент даже сам управлял боевой машиной.

За время службы Харчевский провел около полусотни воздушных тренировочных поединков с иностранными пилотами. Не проиграл ни одного. Так, в Соединенных Штатах российский Су-27 участвовал в состязаниях против истребителя Ф-15, который американцы позиционировали тогда чуть ли не лучшим самолетом в мире.

«Где найти слабые места в этом самолете, если он во всем превосходит? Значит, здесь или только уповать на тактику, психологию и на Всевышнего, чтобы помог выиграть воздушный бой. Ну а когда мы первый воздушный бой провели, нам стало все понятно. Что этот самолет уступает и по вооруженности и, особенно, по маневренным характеристикам», — вспоминал Алексадр Николаевич.

Харчевский — основатель пилотажной группы «Соколы России». И, когда ему было уже за 60, выделывал на самолетах Су-34, Су-30СМ и Су-35 такие воздушные кульбиты, которые далеко не всем молодым пилотам по силам.

«В воздухе — там некогда думать о своих земных заботах и всем остальном. Там — настоящая работа», — подчеркивал легенда авиации.

Когда он уходил в отставку в 65 лет, это было для всех удивительным — Александр Николаевич был полон сил. Просто возраст — максимально возможный для нахождения на военной службе. Легендарный летчик не раз признавался: по-настоящему он счастлив только за штурвалом истребителя.

Помощь пострадавшим после ударов ВСУ по Ельцу на контроле у и.о. мэра

Об этом сообщил губернатор региона Игорь Артамонов

В Ельце перенесли проведение «Последних звонков-2025» из-за воздушной опасности

Об этом сообщил и.о. мэра старинного города Вячеслав Жабин

Красный уровень угрозы атаки БПЛА объявили в Ельце и Елецком районе 24 мая

Ельчан и гостей города просят пройти в укрытия

Рифат Сабитов и Асланбек Керашев удостоены госнаград Волгоградской области

Вклад представителей ВГТРК в развитие регионов высоко оценили в Волгоградской области

В Липецке Росреестр и филиал Фонда «Защитники Отечества» договорились о сотрудничестве.

Соглашение способствует оперативному решению вопросов

Три фонтана отремонтируют этим летом в Липецке

Запустить обновленные водные комплексы планируют в августе