Памятная дата — 75-летие Победы — красной нитью пройдет через весь этот год. «Вести-Липецк» готовит цикл сюжетов о подвигах жителей региона, которые были на фронте. Сегодня мы расскажем о сыне полка — Дале Панове из Добровского района.
Именная позолоченная шашка является памятью о подвигах отца в пустыне Кара — Кум в начале 30-ых годов. Красная кавалерия била там басмачей. Николай Панов командовал эскадроном, который разгромил одну из банд. Такой награды в стране было удостоено всего 22 красноармейца. Даль Панов родился в 1930 году там же, в Туркменистане. Имя ему выбрали по отрывному календарю — попался листок с днем рождения Владимира Даля. И уже к пяти годам мальчишка стал настоящим сыном полка. Его приняли на довольствие, чтоб помочь семье прокормиться.
Даль Панов, житель села Доброе:
Меня приказом командир полка определили в часть и шинель сшили. Я стал официальным сыном полка.
Вторую мировую войну отец встретил на Украине, уже в звании полковника и в должности начальника штаба. В марте Николая Панова направили туда формировать новую моторизованную дивизию. А 23 июня едва сформированная часть уже приняла первый бой под Ровно. В этот день немцы отступили, за ночь пехота успела окопаться, но это не спасло.
Вдруг появились самолеты, а наши солдаты лежат. Почти полторы тысячи сразу погибли .
Выяснять судьбы бойцов было некому и некогда. Семья Николая Панова, как и сотни других, получила извещение — пропал без вести. Даль, как и многие сверстники, мечтал попасть на фронт: бить фашистов и мстить за отца. Однажды летом 1942 года он пришел на станцию, увидел состав с танками, спрятался под брезент и уехал. С поезда его ночью снял патруль. Мальчик оказался в воронежской комендатуре. Он рассказал, кто, откуда, и про отца — полковника. Через несколько часов его посадили в машину и привезли в военную часть.
Захожу, поворачиваюсь, а там отец сидит. Он обнял меня.
После невероятной встречи Даль полтора года мотался за отцом по частям в привычной роли сына полка. Он видел Буденного и Рокоссовского. Только гнев начальника штаба Донского фронта Михаила Малинина вынудил Пановых расстаться. Разыскали мать. Невероятно, но в день их встречи после полутора лет разлуки в части нашелся фотограф, который сделал снимок Даля. Также мальчику подарил портрет на память солдат — художник. Отец закончил войну в мае 1945 в Берлине. Потом еще долго преподавал и дожил до 88 лет. Даль Николаевич даже книгу о нем написал — «Повесть о красном командире». Традиции семьи продолжились: сын Максим служит в полиции, внук Никита учится на ракетчика. А Даль Панов до сих пор с удовольствием рассказывает о боевом пути отца добровской молодежи.