Зрелище, которое обещает быть незабываемым - лётчики пилотажной группы "Соколы России" тренируют авиашоу, которое липчане в день города увидят во всей красе.
Петля Нестерова, бочка, колокол и вираж. В небе над липецком - завораживающая красота. Боевые машины вычерчивают фигуры высшего пилотажа - но это только репетиция шоу, которое летчики подарят липчанам на день города.
"Соколы России" - липецкая авиационная группа высшего пилотажа. Они - единственные в мире, кто на рекордно низкой высоте владеет техникой маневренно- воздушного боя. Асов мало кто знает в лицо. Подполковник Юрий Спрядышев, майор Денис Половко, капитан Виталий Сорокин и ведущий группы- полковник, заслуженный летчик России Александр Гостев.
Александр Гостев, заслуженный летчик России, ведущий группы "Соколы России":
"Когда я вожу группу- это одна манера пилотирования. Это плавность. Небольшой рывок и строй рассыпется. Понимаете, насколько плавно нужно водить группу, чтобы они выдержали эти параметры метра на три. Все время думаешь о безопасности, когда водишь группу. О комфортности выполнения ведомыми того или иного маневра".
Виталий Сорокин - самый младший среди соколов. Но в мастерстве не уступает старшим товарищам. Он летчик в четвертом поколении. Раньше в составе этой группы летал его отец- Андрей Сорокин:
"Когда выполняешь полет, чтобы не подвести отца. Знаю, что он смотрит. Это накладывает отпечаток. Но тем не менее, с этим приходится...Это - перебарываешь чувства и выполняешь только задание".
В кабине истребителя СУ- 35 находится только пилот. Но за каждым полетом стоит целая команда. Перед вылетом крылатую машину готовят техники. Осматривают, устраняют все неполадки и заправляют керосином. А в это время пилоты на земле проходят все то, что покажут в небе.
Как только истребитель вышел на взлетную полосу, в работу включается командный диспетчерский пункт. На земле полетом руководит группа из трех человек. Со своих мониторов они отслеживают маневры истребителей и ведут диалог с пилотами.
Константин Кондратов, и.о. руководителя полетами на аэродроме "Липецк-2":
"На наших экранах отображения мы наблюдаем только отметочки от этих самолетов. Значит, эти отметочки передаются от других средств радиолокации и выдаются в виде маленьких точек. Соответственно, вот на этих экранах обзоров мы этими самолетами через радиостанции руководим летчиками на любом этапе полета".
Летчики- народ суеверный. Они никогда не говорят "последний"- только "крайний", а истребителя под 13 номером вообще не существует в России. Перед взлетом техник по-дружески похлопывает крыло самолета. Любой вылет - даже парадный - это риск. Скорости - сверхзвуковые.