Уже тридцать лет Руслан Осканов приезжает на это место. За сотни километров от дома. Место, которое за считанные секунды изменило жизнь его семьи.
Руслан Осканов, сын С. С. Осканова:
Когда самолет вышел из облаков, отец увидел, что под ним огни жилых домов. Он приложил все усилия для того, чтобы отвести неисправную машину от жилого поселка.
Седьмого февраля 1992 года начальник Липецкого авиацентра Суламбек Осканов выполнял тренировочный полет на самолёте МиГ-29. Внезапно у боевой машины отказала система управления. То, что происходило с летчиком в этот момент, невозможно даже представить. Но судя по его действиям — решение было принято мгновенно. Он не стал катапультироваться. Местные жители не сразу поняли, что произошло.
Вера Путилина, жительница с. Хворостянка:
Раздался очень сильный, такой огромный гул. Очень сильный. Задрожали стены и стекла. Зарево было очень страшное, такое вот кровяное, огненное. Думаешь, ну все, что-то произошло.
Руслан Осканов, сын С. С. Осканова:
В небе сложность метеоусловий многократно возрастает. И вот, ночью, в сложных метеоусловиях боевая, мощная машина не выдерживает. Отказывает. А человек — нет. Не имеет право.
Истребитель Миг — 29 упал в пятидесяти метрах от последнего дома в посёлке Хворостянка. Лётчик погиб, но больше никто не пострадал.
Владимир Кахановский, старший летчик отдела, подполковник в отставке:
У него желание летать было очень большое. Я с ним много летал на спарочках. Даже он будучи уже генералом, начальником центра, он любил летать. И летал хорошо и много. И не каждый так может.
Военный человек, выбирая такую профессию, осознает, что он должен быть готов жертвовать собой ради других. Спустя тридцать лет после трагедии его подчиненные, с трудом сдерживая эмоции, вспоминают о командире, с которого и сейчас хочется брать пример.
Николай Белобров, летчик — снайпер, полковник в отставке:
Порядочности, и честности и то, что лётчик — замечательный. То, что внимательный везде и во всем. Энергия его — неуемная.
Николай Свечкарь, летчик — снайпер, полковник в отставке:
Я ни разу не слышал, чтоб он где-то ругнулся, или на кого-то голос повысил или кого-то оскорбил. С одной стороны, и как вроде простой. С другой стороны- своевольный, конечно. Если он сказал что-то сделать, то это обязаловка была.
Был не просто начальником и генералом, а прежде всего наставником, который выслушает и поможет. За мужество и героизм Суламбеку Осканову была первому присвоена высшая награда в современной истории страны — Герой Российской Федерации. Посмертно.
Павел Рухлин, заведующий историко — мемориальным залом Липецкого авиацентра:
В Липецком авиационном центре одному из самолетов было присвоено имя Суламбека Осканова. На этом мероприятии присутствовал на тот период глава Ингушетии, родственники.
Память о первом герое России хранят не только в Липецкой области, но в Ингушетии, откуда родом Суламбек Осканов. Его имя носят аэропорт в Магасе, школы и улицы. О жизни и подвиге пишут книги. В годовщину трагедии военные, сослуживцы, родственники и жители села Хворостянка приходят на место гибели военного аса, чтобы еще раз сказать спасибо.