Цвета сайта
Размер шрифта

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры

Феликс Кувшинов

Автомобильные пробки стали суровой реальностью для липчан. Страдают от них и автовладельцы, и пассажиры общественного транспорта

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры

Каждое будничное утро встречает липчан дорожным затором улица Московская в районе кольца Трубного завода. Вечером, но уже в обратном направлении, все у того же кольца провожает липчан на долгом пути домой улица Гагарина. А ведь есть еще и улица Механизаторов, и проспект Победы, и улица Космонавтов. Да мало ли улиц в городе Липецке! Но не прокатиться с ветерком ни владельцам авто, ни пассажирам новых и комфортных автобусов.

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры — Изображение 1

Зеленая волна

Прогрессивное человечество для борьбы с автомобильными пробками уже в 60-ые годы прошлого века изобрело систему «умного светофора». Эта система позволяла наладить так называемую «зеленую волну».

Принцип «зеленой волны» прост. В 1979 году в Москве в издательстве «Детская литература» вышла книга Виктории Куриной с одноименным названием, диалог из которой не потерял своей актуальности за 40 лет и прекрасно объясняет, что такое «зеленая волна»:

— Приятно, Алеша, так ехать?

— Да, очень!

— А это мы попали в «зеленую волну»! Для каждой магистрали задается скорость, например, здесь скорость шестьдесят километров в час. Точно рассчитано время, которое нужно, чтобы проехать от перекрестка до следующего перекрестка. Коли машина едет с заданной скоростью, то она обязательно попадет в «зеленую волну».

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры — Изображение 2

Со временем светофоров становилось больше. Управлять ими стало сложнее. Сегодня вместо ручных вычислений временных промежутков используют автоматические системы управления дорожным движением (АСУДД). Датчики движения оценивают плотность потока как автотранспорта, так и пешеходов, передают информацию на головной компьютер, а тот уже решает, когда на перекрестке включить зеленый свет и сколько он будет гореть.

Первые опыты по внедрению системы так называемой «зеленой волны» в нашей стране ставились еще во времена довоенного Советского Союза, а в 1955 году «зеленую волну» запустили на пяти перекрестках Садового кольца в Москве. Самую длинную «зеленую волну» удалось собрать американцу Ною Форману. Он проехал без остановок на перекрестках … 240 светофоров.

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры — Изображение 3

Первые

Первый электрический двухцветный светофор был установлен в американском городе Кливленд 5 августа 1914 года. Пока в России 1917 года начиналась революция, в США создали систему, которая управляла светофорами одновременно уже на шести перекрестках. Управление было ручным, но недолго. В 1928 году появились автоматические светофоры. В СССР первый светофор появился в 1930 году в Ленинграде.

5 августа стал Международным днем светофора. В мире полно памятников светофорам. Самый известный — дерево-светофор. Он находится в Лондоне. В России тоже есть памятники «трехглазым регулировщикам»: в Москве, Новосибирске, Пензе, Перми. Последний, кстати, сохранил свою работоспособность и в случае чего еще может тряхнуть стариной.

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры — Изображение 4

Первую «умную» систему светофорного регулирования создали в Глазго в 1970-ые годы. Она получила название SCOOT (Split, Cycle and Offset Optimization Technique). Скоро у британцев появился конкурент — австралийская система SCATS (Sydney Coordinated Adaptive Traffic System). Сегодня эта АСУДД применяется в 26 странах — Австралии, Сингапуре, Китае, Гонконге, Малайзии, США, Новой Зеландии, Индонезии, Мексике, Филиппинах и др. В СССР подобную систему под названием «Старт» разработали в начале 1980-х. Однако «умной» она не была.

Аналитическое агентство J’son & Partners Consulting спрогнозировало увеличение подключенных объектов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России до 42,9 тыс. в 2020 г. (в 2015 их было на 46% меньше — 29,4 тыс.). В основе отечественных систем АСУДД лежит использование комплекса фото- и видеофиксации и детекторов движения транспорта.

Сегодня российские города используют как отечественные АСУДД, так и зарубежные. Например, в Казани используется австрийская система регулирования светофоров, а в Воронеже — японская «Артемис» от Kyosan Electric. Правда, в мае 2019 года эту систему отключили якобы из-за ремонта опор, на которых крепились ультразвуковые передатчики. Хотя сами воронежцы скептически высказывались в соцсетях по поводу работы японских «умных светофоров» еще сразу после их монтажа.

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры — Изображение 5

О липецком светофоре замолвите слово

В Липецке первый светофор появился 26 июня 1959 года на перекрестке улиц Фрунзе и Советская. Периодика того времени обещала липчанам установку еще четырех таких светофоров. В начале 1970-х годов в областном центре было 18 «трехглазых регулировщиков», а в 1977 году — уже 28. Самым проблемным местом в Липецке образца 1980 года стала площадь Победы и прилегающие к ней проспект Победы и улицы Первомайская и Неделина. Не обошли стороной пробки и улицы Космонавтов и Терешковой.

Автоматизированная система управления светофорами в Липецке появилась в середине 1980-х годов. Уже тогда ее стали называть «зеленой волной», а если «по-серьезному», то «телемеханической системой». Некоторые липчане помнят, что, действительно, с помощью «зеленой волны» можно было проехать улицу Космонавтов от площади Авиаторов до «Звездного» без остановок. Однако к концу 1987 года стало ясно, что система не справляется с большим потоком автотранспорта. Поэтому все надежды возлагались на систему второго поколения под названием «Город».

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры — Изображение 6

И все же, в 1987 году светофоров в Липецке было очень и очень мало по современным меркам — всего 56. Некоторые из них вскоре «заговорили», предупреждая пешеходов о дисциплине на дорогах, а некоторые — «зачирикали». Так, в 1990 году главный липецкий «трехглазый регулировщик» на площади Победы стал подавать звуковой сигнал для слабовидящих. В 2011 году светофоров стало уже 94, и некоторые из них обзавелись светодиодными «очками».

В начале 2000-х «зеленая волна» на фоне успехов технического прогресса опять стала предметом широкого обсуждения, потому что только она могла выбить «пробки» с липецких дорог. В это же время появилась формулировка «умный светофор». На протяжении более десяти лет в прессе горячо обсуждались перспективы и сроки внедрения «умных светофоров».

В январе 2017 года заместитель главы администрации Липецка Екатерина Белокопытова сообщила о планах установки на улицах города видеокамер с системой распознавания лиц и анонсировала долгожданную «зеленую волну» к 2020 году. При этом представитель власти указывала на воронежский опыт:

В Воронеже, к примеру, японцы установили умные светофоры.

Липчане настолько воодушевились, что даже запустили процесс голосования на «Портале неравнодушных» в декабре этого же года. На обсуждение вынесли предложение синхронизировать вообще все светофоры в Липецке, запустив не то чтобы «зеленую волну», а самое настоящее «зеленое цунами».

В феврале 2019 года Липецк посетила японская делегация исследовательского Института НОМУРА. Жители страны восходящего солнца приезжали поделиться опытом сокращения «пробок» на дорогах с помощью адаптивного светофорного регулирования. Точками размещения «умных светофоров» предлагали сделать перекрестки улиц Космонавтов-Циолковского, Космонавтов-Терешковой и примыкание проезжей части улицы 40-летия ВЛКСМ (дорога, уходящая с ул. Космонавтов за ТЦ «Ноябрьский»). В июне 2019 система «умного светофора» работала на двух перекрестках Липецка: Меркулова — 60 лет СССР и Водопьянова -Папина. Их запустили в связи с ремонтом проспекта Победы.

В 2017 году на балансе у «Липецкгорсвета» находилось 111 светофоров: 57 светодиодных и 54 ламповых. В 2018 году появилось еще 58 современных светофоров, а в 2019 их число планируется увеличить до 174, введя в эксплуатацию еще пять. С 2017 года системой дорожных светил управляла АСУДД «Комсигнал», к которой подключили 36 светофоров. А в 2018 году ядром современной интеллектуальной транспортной системы города стала АСУДД «Мегаполис».

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры — Изображение 7

Подойдут с умом

Светло-зеленое будущее липецкого светофора сегодня зависит от специалистов. Сейчас в Липецке усовершенствованием системы светофорного регулирования дорожного движения занимаются эксперты в области цифровизации и дорожного хозяйства, представители научного сообщества и специалисты из ГИБДД. Кто знает, может сагу о липецких светофорах когда-нибудь допишут, а выбивать пробки будут исключительно из бутылок.

Фото: группа VK «Старый Липецк»; Москваход; Infoport; Alexey Erofejchev/shutterstock.com; Вести-Липецк

Подрядчик выровнял асфальт на съездах с площади Победы

Чтобы уложить верхний слой покрытия дорожники ждут результатов экспертизы

Липчанам рассказали, где можно взять документ о вакцинации от COVID-19

Чтобы подтвердить получение прививки, нужен сертификат или справка

За сутки 58 человек в Липецкой области заболели коронавирусом

Лечение продолжают 2235 жителей региона

Игорь Артамонов рекомендует отправлять на «удаленку» непривитых работников

В Липецкой области вновь ужесточают меры защиты от коронавируса

Липецкие медики: у 9 из 10 привитых формируется иммунитет

В горсовете обсудили вопросы вакцинации при борьбе с коронавирусом

В Липецке для школьников формируют профильные классы

В обучении задействуют педагогов ведущих вузов региона