Цвета сайта
Размер шрифта

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры

Феликс Кувшинов

Автомобильные пробки стали суровой реальностью для липчан. Страдают от них и автовладельцы, и пассажиры общественного транспорта

Как выбить пробку, или сага про липецкие светофоры

Каждое будничное утро встречает липчан дорожным затором улица Московская в районе кольца Трубного завода. Вечером, но уже в обратном направлении, все у того же кольца провожает липчан на долгом пути домой улица Гагарина. А ведь есть еще и улица Механизаторов, и проспект Победы, и улица Космонавтов. Да мало ли улиц в городе Липецке! Но не прокатиться с ветерком ни владельцам авто, ни пассажирам новых и комфортных автобусов.

Зеленая волна

Прогрессивное человечество для борьбы с автомобильными пробками уже в 60-ые годы прошлого века изобрело систему «умного светофора». Эта система позволяла наладить так называемую «зеленую волну».

Принцип «зеленой волны» прост. В 1979 году в Москве в издательстве «Детская литература» вышла книга Виктории Куриной с одноименным названием, диалог из которой не потерял своей актуальности за 40 лет и прекрасно объясняет, что такое «зеленая волна»:

— Приятно, Алеша, так ехать?

— Да, очень!

— А это мы попали в «зеленую волну»! Для каждой магистрали задается скорость, например, здесь скорость шестьдесят километров в час. Точно рассчитано время, которое нужно, чтобы проехать от перекрестка до следующего перекрестка. Коли машина едет с заданной скоростью, то она обязательно попадет в «зеленую волну».

Со временем светофоров становилось больше. Управлять ими стало сложнее. Сегодня вместо ручных вычислений временных промежутков используют автоматические системы управления дорожным движением (АСУДД). Датчики движения оценивают плотность потока как автотранспорта, так и пешеходов, передают информацию на головной компьютер, а тот уже решает, когда на перекрестке включить зеленый свет и сколько он будет гореть.

Первые опыты по внедрению системы так называемой «зеленой волны» в нашей стране ставились еще во времена довоенного Советского Союза, а в 1955 году «зеленую волну» запустили на пяти перекрестках Садового кольца в Москве. Самую длинную «зеленую волну» удалось собрать американцу Ною Форману. Он проехал без остановок на перекрестках … 240 светофоров.

Первые

Первый электрический двухцветный светофор был установлен в американском городе Кливленд 5 августа 1914 года. Пока в России 1917 года начиналась революция, в США создали систему, которая управляла светофорами одновременно уже на шести перекрестках. Управление было ручным, но недолго. В 1928 году появились автоматические светофоры. В СССР первый светофор появился в 1930 году в Ленинграде.

5 августа стал Международным днем светофора. В мире полно памятников светофорам. Самый известный — дерево-светофор. Он находится в Лондоне. В России тоже есть памятники «трехглазым регулировщикам»: в Москве, Новосибирске, Пензе, Перми. Последний, кстати, сохранил свою работоспособность и в случае чего еще может тряхнуть стариной.

Первую «умную» систему светофорного регулирования создали в Глазго в 1970-ые годы. Она получила название SCOOT (Split, Cycle and Offset Optimization Technique). Скоро у британцев появился конкурент — австралийская система SCATS (Sydney Coordinated Adaptive Traffic System). Сегодня эта АСУДД применяется в 26 странах — Австралии, Сингапуре, Китае, Гонконге, Малайзии, США, Новой Зеландии, Индонезии, Мексике, Филиппинах и др. В СССР подобную систему под названием «Старт» разработали в начале 1980-х. Однако «умной» она не была.

Аналитическое агентство J’son & Partners Consulting спрогнозировало увеличение подключенных объектов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в России до 42,9 тыс. в 2020 г. (в 2015 их было на 46% меньше — 29,4 тыс.). В основе отечественных систем АСУДД лежит использование комплекса фото- и видеофиксации и детекторов движения транспорта.

Сегодня российские города используют как отечественные АСУДД, так и зарубежные. Например, в Казани используется австрийская система регулирования светофоров, а в Воронеже — японская «Артемис» от Kyosan Electric. Правда, в мае 2019 года эту систему отключили якобы из-за ремонта опор, на которых крепились ультразвуковые передатчики. Хотя сами воронежцы скептически высказывались в соцсетях по поводу работы японских «умных светофоров» еще сразу после их монтажа.

О липецком светофоре замолвите слово

В Липецке первый светофор появился 26 июня 1959 года на перекрестке улиц Фрунзе и Советская. Периодика того времени обещала липчанам установку еще четырех таких светофоров. В начале 1970-х годов в областном центре было 18 «трехглазых регулировщиков», а в 1977 году — уже 28. Самым проблемным местом в Липецке образца 1980 года стала площадь Победы и прилегающие к ней проспект Победы и улицы Первомайская и Неделина. Не обошли стороной пробки и улицы Космонавтов и Терешковой.

Автоматизированная система управления светофорами в Липецке появилась в середине 1980-х годов. Уже тогда ее стали называть «зеленой волной», а если «по-серьезному», то «телемеханической системой». Некоторые липчане помнят, что, действительно, с помощью «зеленой волны» можно было проехать улицу Космонавтов от площади Авиаторов до «Звездного» без остановок. Однако к концу 1987 года стало ясно, что система не справляется с большим потоком автотранспорта. Поэтому все надежды возлагались на систему второго поколения под названием «Город».

И все же, в 1987 году светофоров в Липецке было очень и очень мало по современным меркам — всего 56. Некоторые из них вскоре «заговорили», предупреждая пешеходов о дисциплине на дорогах, а некоторые — «зачирикали». Так, в 1990 году главный липецкий «трехглазый регулировщик» на площади Победы стал подавать звуковой сигнал для слабовидящих. В 2011 году светофоров стало уже 94, и некоторые из них обзавелись светодиодными «очками».

В начале 2000-х «зеленая волна» на фоне успехов технического прогресса опять стала предметом широкого обсуждения, потому что только она могла выбить «пробки» с липецких дорог. В это же время появилась формулировка «умный светофор». На протяжении более десяти лет в прессе горячо обсуждались перспективы и сроки внедрения «умных светофоров».

В январе 2017 года заместитель главы администрации Липецка Екатерина Белокопытова сообщила о планах установки на улицах города видеокамер с системой распознавания лиц и анонсировала долгожданную «зеленую волну» к 2020 году. При этом представитель власти указывала на воронежский опыт:

В Воронеже, к примеру, японцы установили умные светофоры.

Липчане настолько воодушевились, что даже запустили процесс голосования на «Портале неравнодушных» в декабре этого же года. На обсуждение вынесли предложение синхронизировать вообще все светофоры в Липецке, запустив не то чтобы «зеленую волну», а самое настоящее «зеленое цунами».

В феврале 2019 года Липецк посетила японская делегация исследовательского Института НОМУРА. Жители страны восходящего солнца приезжали поделиться опытом сокращения «пробок» на дорогах с помощью адаптивного светофорного регулирования. Точками размещения «умных светофоров» предлагали сделать перекрестки улиц Космонавтов-Циолковского, Космонавтов-Терешковой и примыкание проезжей части улицы 40-летия ВЛКСМ (дорога, уходящая с ул. Космонавтов за ТЦ «Ноябрьский»). В июне 2019 система «умного светофора» работала на двух перекрестках Липецка: Меркулова — 60 лет СССР и Водопьянова -Папина. Их запустили в связи с ремонтом проспекта Победы.

В 2017 году на балансе у «Липецкгорсвета» находилось 111 светофоров: 57 светодиодных и 54 ламповых. В 2018 году появилось еще 58 современных светофоров, а в 2019 их число планируется увеличить до 174, введя в эксплуатацию еще пять. С 2017 года системой дорожных светил управляла АСУДД «Комсигнал», к которой подключили 36 светофоров. А в 2018 году ядром современной интеллектуальной транспортной системы города стала АСУДД «Мегаполис».

Подойдут с умом

Светло-зеленое будущее липецкого светофора сегодня зависит от специалистов. Сейчас в Липецке усовершенствованием системы светофорного регулирования дорожного движения занимаются эксперты в области цифровизации и дорожного хозяйства, представители научного сообщества и специалисты из ГИБДД. Кто знает, может сагу о липецких светофорах когда-нибудь допишут, а выбивать пробки будут исключительно из бутылок.

Парад Победы 9 мая 2024 в Липецке отменили

Решение принял оперштаб в целях безопасности

Цены на бензин в Липецке самые низкие по Черноземью

Данные о стоимости топлива представил Росстат

10 липецких промышленников делают комплектующие для нужд СВО

В регионе заработал единый координационный центр

О сильных порывах ветра до 17 м/с в Липецке предупреждает МЧС

Непогода ожидается в ближайшие 1-3 часа

Диктант Победы в Липецкой области пройдет 26 апреля на 230 площадках

Участвовать можно как очно, так и на сайте

СК ищет пропавшего заместителя Липецкого транспортного прокурора Коняева

Сергей Коняев исчез вместе с машиной 18 апреля