Лишь шум дождя. Без речей и лозунгов. В тишине. К мемориалу детям, погибшим в войну, на следующее утро после трагедии в Казани, липчане несли цветы и свечи в память о детях, чья жизнь оборвалась в мирное время. Оборвалась нелепо, внезапно, и очень жестоко. В родной школе — куда почти все приходят за знаниями и оценками, но, бывает — чтобы совершить зло. Самое страшное в той жуткой бойне — что она — уже такая не первая. И казанская гимназия номер 175 вряд ли сильно отличается от тысяч других российских школ, липецких — в том числе.
Липчане:
Я поражена и очень расстроена, что так случилось. что у нас такое происходит в стране. Это происходит с детьми. это произошло не со взрослыми людьми, которые могли бы его скрутить. это очень страшно, когда умирают люди в мирное время. Ощущение, что мир рухнул. такая боль… Хочется каждый раз верить, что больше этого не повторится. но, к сожалению, мы здесь снова опять, скорбим, соболезнуем.
Соболезнуем. Но что можно сделать, чтобы такое не повторялось? 17 лет назад, после теракта в Беслане, отношение к обеспечению безопасности учебных заведений — и со стороны властей, и общества в целом — сильно изменилось. Ограждения, охранники, пропускной режим — давно всем привычны, никого не смущают. Школы, особенно в больших городах — почти крепости. Как принято у нас после каждого ЧП, за трагедией в Казани последовали тотальные проверки. Что они показали?
Лилия Загеева, начальник управления образования и науки Липецкой области:
У каждого объекта есть паспорт безопасности, каждый объект у нас оборудован тревожной кнопкой, то есть все необходимые меры уже предприняты. Но при этом, несмотря на систематическую планомерную работу, мы понимаем, что необходимо еще и усиливать меры безопасности. Будут проведены дополнительные родительские собрания, будут проведены классные часы, если мы говорим о работе в школах. Будут дополнительно отсмотрены социальные сети.
Мои коллеги тоже побывали в школах, в том числе — сельских, и даже в детских садах. Оснащение, конечно, разное. Но язык не повернется сказать, что взрослые сотрудники учебных заведений — и руководящие, и рядовые — в чем-то недорабатывают в плане безопасности. Нарушить требования — без шуток и сарказма — боятся. Стараются, проводят специальные занятия со школьниками — моделируют нештатные ситуации.
Оксана Прилепина, директор школы № 2 с. Каликино:
Сразу даем два продолжительных звонка, когда в классе баррикадируются и уже детей учитель из класса не выпускает.
Насчет оснащения. Почему одни школы утыканы камерами наблюдения и внутри и по периметру, охраняются ветеранами горячих точек — а в других — лишь старая бабушка-вахтер у обязательной «тревожной кнопки»? Убежден. Тут — не вопрос финансирования или геолокации. Каковы единые, главные требования?
Светлана Бедрова, председатель департамента образования администрации города Липецка:
Единые требования в том, что должен быть организован пропускной режим. то есть иначе говоря, люди, которые не имеют отношения к данному учебному заведению, или люди, которые приходят со стороны, они обязательно должны указать причину, по какой они пришли, к кому они пришли, показать документ, удостоверяющий личность.
Конечно, хулигана, пьяницу и даже сексуального маньяка — это остановит. Безумного стрелка с оружием — полагаю, нет! Разумеется, те, кто служит в частных охранных предприятиях — проходят боевую подготовку. И даже порой вооружены. Но это ни чета кадровым бойцам. Которые одним своим видом могут отпугнуть потенциального преступника. Почему к школам не прикрепить государственную, профессиональную стражу?
Сергей Шишмонин, руководитель управления Росгвардии по Липецкой области:
Что касается выделения личного состава, на такие вот учебные заведения, да? ну, штат очень ограничен, и по задействованию личного состава мы просто не в силах будем… содержать такой штат личного состава. поэтому то, что там находятся частные охранные предприятия, опять же, еще раз повторюсь: то, что сами по себе эти все объекты все равно под нашей охраной. то есть тревожные кнопки они все равно выведены на пульты охраны"))
Это интервью руководитель липецких гвардейцев дал задолго до казанских событий.
Педагоги нас заверяют — бойцы Росгвардии быстро приезжают по тревоге, за 3-4 минуты. Но порой и это — слишком поздно. Понятно, что у штатных подразделений очень много задач, в наше неспокойное во всех отношениях время. И всё-таки…
Ирина Бурмыкина:
Безопасность детей — это первоочередная задача. что может быть выше ценности здоровья и жизни детей? На наш взгляд, необходимо разработать меры по обеспечению охраны в образовательных организациях.
Какие иные меры по обеспечению охраны в школах и детсадах можно разработать? Расставить на каждой двери металлодетекторы? Изолировать кабинеты, приравнять выход ученика на перемену к выходу в открытый космос? Уж проще отправить всех поголовно вновь на дистант — ведь и пандемия коронавируса продолжается?
Юрий Таран, уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области:
Точечные меры сегодня не спасают ситуацию. поэтому прежде всего мы вместе с нашими коллегами будем работать над комплексом стратегических предложений. президент уже дал ориентир. надо менять подходы к разрешительной системе на выдачу оружия. сегодня надо рассматривать вопросы, связанные с психиатрической помощью, с мощным усилением психологической службы школы. ну, и другие предложения. поэтому мы не будем дёргать школы с точки зрения проверок, потому что те штатные расписания, которые есть, та материальная база, которая есть, они в общем и целом функционируют.
Понятно, что проблема глубже, нежели организация системы охраны учебных корпусов. Проблема — социальная. Ни один человек не рождается серийным убийцей. Чтобы обесценить не только чужую, но и собственную жизнь — нужны веские причины. И это не происходит в одночасье. Психологи сейчас уже есть почти в каждой школе. И как говорят специалисты — методики для выявления серьёзных — и потенциально опасных патологий в психике подростка — давно разработаны. Но для этого так же, как и для вызова спецназа, нужно успеть найти «тревожную кнопку» — которая есть в каждом из нас.
Оксана Драганова, главный внештатный психолог системы образования Липецкой области:
Внешнее поведение — это всего лишь такая верхушка айсберга. а причин очень много. и эти причины, они в первую очередь будут заметны членам семьи. но очень часто как раз и члены семьи закрывают на это глаза. думая, что само всё пройдет. или так должно быть — если ребёнок внешне не мешает, да? как-то поведенчески себя не проявляет, просто молчит — ну, значит всё нормально. на самом деле — наоборот. всегда задайте себе вопрос — о чем молчит подросток.
А вот о чем молчат в эти дни взрослые? Пусть далее будут и выводы и действия.