Цвета сайта
Размер шрифта

Главное: Карточный долг

В Липецкой области нашли решение по возврату жителям денег с транспортных карт старого образца

Конечно, у кого мало денег — они не пришли сюда. А вот у одной женщины было три тысячи. У кого — полторы. Конечно, это не деньги, может, для кого и не деньги. Но для меня — я сюда не за две копейки приехала. У меня сумма, приличная сумма на двух картах.

У кого — 3 тысячи, у кого — пара сотен, а у всех вместе — 114 миллионов рублей! Полтора миллиона долларов «зависло» на замороженном счете Объединенного резервного банка. Банка, который обслуживал систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте Липецкой области. Банк лопнул, терминалы в автобусах сняли. Вопрос — как вернуть людям деньги с их электронных проездных — больше месяца оставался без ответа. Вопрос не жизни и смерти, но крайне чувствительный — и вызвавший в народе серьёзный резонанс. Наконец решение, кажется, найдено. По крайней мере, выбрасывать карты, ставшие бесполезными в один миг — пока не стоит.

Иван Мычелкин, начальник управления дорог и транспорта Липецкой области:

Включим систему, предоставим возможность всем гражданам, держателям карт, по сути, истратить эти замороженные на сегодня средства.

Звучит просто. Но все намного сложнее, чем просто нажать кнопку «пуск» в интерфейсе блока управления. Давайте вспомним, как развивался коллапс с транспортными картами. 16 сентября система безналичной оплаты проезда вышла из строя. В тот момент причина была сугубо технической.

20 сентября 2021 года. Сергей Сычев, руководитель ОКУ «Агентство автомобильного транспорта»:

Произошел сбой в системе из-за аварийного отключения электроэнергии в четверг. В районе двух часов. Электроэнергии не было 2 часа. Соответственно, из-за скачков напряжения сгорело серверное оборудование.

Более неподходящего момента для такого сбоя трудно представить — аккурат перед днями всенародного голосования за кандидатов в Государственную Думу и областной Совет. Липецкие власти среагировали оперативно, и по-барски — не скупясь. Провозгласив бесплатный проезд для всех горожан. Но в условиях развивающегося капитализма ничего не бывает бесплатным. И депутаты горсовета уже на ближайшей сессии вынуждены были пополнить статью расходов муниципальной казны на 10 миллионов рублей. Пополнить — не из своего кармана, конечно.

Александр Афанасьев, председатель Липецкого городского Совета депутатов:

Сейчас мы эти деньги распределяем на компенсацию перевозчикам. их потерь, которые они понесли за то время, пока бесплатно перевозили людей. а так планируем в ближайшее время полностью разобратся с э\тим вопросом. и наладить нормальные перевозки.

В профильном агентстве необходимое оборудование нашли, программное обеспечение восстановили. А также начали принимать заявления от людей, которые желали вернуть свои деньги с электронных проездных. Желающих оказалось так много, что к процессу даже подключили МФЦ. При этом чиновники призывали людей не стоять в очередях за возвратом — так как рестарт системы должен был произойти гораздо быстрее. Но ровно в тот день, когда сайт администрации области анонсировал возобновление работы терминалов — 8 октября — Центробанк отозвал лицензию у банка-оператора системы. И она остановилась на неопределенный срок.

Александр Кремнев, вице-спикер Липецкого облсовета:

Есть федеральное законодательство, которое предполагает — если Центробанк отзывает лицензию у банка, естественно, он никаких действий, финансовых операций производить не может.

По данным ЦБ, Орбанк нарушил целую россыпь федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность. Познакомившись с перечнем обвинений в адрес этой кредитной организации, становится не по себе — там и отмывание криминальных денег, и финансирование терроризма. Ужас! На этом фоне липецкие сто с небольшим миллионов за автобусные билетики — невинная детская шалость. Хотя у региональной антимонопольной службы претензии к ОРБ имелись уже давно — фактически, с самого старта проекта по безналичной оплате проезда.

Ирина Поткина, руководитель Управления антимонопольной службы по Липецкой области:

Она использовала и оборудование и право свое с нарушением требований антимонопольного законодательства. это у нас называется как «предоставление преференций, возможность зарабатывать на государственном имуществе без проведения конкурентных процедур и без согласования с антимонопольным органом.

Впрочем, предписания УФАС со временем исполнялись, и прямой связи между деятельностью ОРБ в нашем регионе и потерей лицензии нет. Но почему вообще банк с низким рейтингом — в конце третьей сотни по стране — стал фактически монополистом на рынке транспортных услуг — это вопрос к прежнему руководству области. Вопрос перед властью нынешней — уже не кто виноват, а что делать? Как отстоять интересы липчан, владельцев транспортных карт старого образца?

Иван Мычелкин, начальник управления дорог и транспорта Липецкой области:

База данных этих остатков восстановлена, проверена её целостность. мы владеем информацией по остатку по каждому счёту, они находятся в статусе денежных средств физических лиц, внесенные в электронные кошельки.

Правда, электронные кошельки — в нашем случае — безличные, не-привязанные к паспортным данным конкретных людей. Поэтому на них не распространяется закон о страховании вкладов. И вернуть деньги можно только после завершения процедуры ликвидации банка. А она занимает минимум полгода. Мало того — потом каждому пассажиру пришлось бы самостоятельно заниматься оформлением возврата. Писать заявление о включении в реестр кредиторов. Но в управлении дорог и транспорта нашли другой выход. ЦЕССИЮ. «Замену кредиторов». Передачу права требовать долг с ОРБ от владельцев транспортных карт самим перевозчикам. После месяца переговоров, Центробанк согласился с предложением Липецкой области.

Дмитрий Аверов, председатель Липецкого городского Совета депутатов:

Сейчас еще потребуется серьёзная работа со стороны органов власти, со стороны администрации Липецкой области, со стороны депутатов, которые обязаны будут принять соответствующие поправки в областной закон «о транспортном обслуживании», который позволит именно систему эту всю выстроить.

Срок, на который можно будет вновь включить старую систему, скорее всего, будет ограничен. Пока непонятно, как быть тем пассажирам, у кого на карте — НЕкратная стоимости поездки сумма. А вот размер компенсаций перевозчикам представить можно — и он точно будет не меньше тех самых 114 миллионов рублей. Перейдя в разряд кредиторов, транспортные фирмы в ожидании завершения банкротства ОРБ должны будут возить липчан бесплатно. Но еще раз напомню — ничего бесплатного больше нет. Издержки рано или поздно погасит областной бюджет. То есть налогоплательщики — мы с вами, уважаемые телезрители. Между тем, уже с лета параллельно со старой в городских автобусах действует и новая система безналичной оплаты. И с ней пока проблем нет.

Пока…

Дмитрий Ларин, депутат Липецкого областного Совета депутатов:

Там заключается договор о присоединении с одним юрлицом, обслуживает эти терминалы второе юрлицо, денежные средства перечисляются от третьего юрлица, я честно скажу — мне, как бывшему сотруднику налоговой полиции такая схема совсем не нравится.

Может, и излишняя настороженность. Но — раз обжегшись на молоке, дважды дуют на воду. К слову, на заседании комитета по экономике липецкого облсовета были названы кредитные организации, вовлеченные в обслуживание новой системы оплаты проезда. Среди них — например, есть ЗАО с колоритным названием.

«Дорожную карту» по необходимым законодательным актам для временной реанимации старых транспортных карт дорожники обещают подготовить к декабрьской сессии регионального парламента, а по структуре новой системы безналичной оплаты проезда её операторы представят подробный отчет. Надеюсь, на это заседание комиссии облсовета нас вновь пригласят.



«Стальное дерево» подарило юным скейтбордистам новую площадку

Новый спортивный объект появился в городском парке Данкова

Депутаты единогласно поддержали инициативу губернатора о транспортных картах

Оплачивать проезд старыми проездными липчане смогут с 15 декабря

Липчане пожаловались на утечку холодной воды на Базарной

По словам горожан, коммунальщики несколько месяцев не устраняют порыв на водопроводе

В липецких автобусах проверили исправность систем отопления

Ежедневно на маршруты выходят 150 машин

Дебошир сделал пожертвование детдому, чтобы избежать колонии

Липчанин пытался загладить вину за драку с полицейским

Игорь Артамонов посетил стройплощадку детской поликлиники в Липецке

По словам подрядчика, отставание по срокам не превышает 10 дней