Екатерина Бахаева, визажист:
Можете ли вы представить свой бизнес вообще без соцсетей? — Нет. То есть сарафанное радио — оно в любом случае есть, оно работает, но не так эффективно, как именно соцсети.
Совсем без соцсетей мы, конечно, не остались. Но одна из наиболее популярных — инстаграм — с 14 марта заблокирована Роскомнадзором. Причины хорошо всем известны, обсуждать там нечего, да и не в нашей это компетенции. Поговорим о последствиях. Ведь если для одних соцсети вообще и инстаграм в частности — не более, чем развлечение, для других — это рабочий инструмент. И речь — не только о бизнесе. Обратная связь между чиновниками и властью, информирование и поиск информации, образование, тренировки… Список полезного применения можно продолжать. Но продолжать заниматься всем этим по старому адресу — ну, как минимум, проблематично. Тысячи пользователей в эти дни озабочены цифровым переездом.
Анфиса Волкова, предприниматель:
Последние 3 дня, практически целыми днями, даже больше, чем рабочий день, я была занята созданием сообщества. То есть это практически только сон, а в остальном времени я сидела за компьютером, что-то изучала, потому что для меня это новая сеть. Изучаешь — делаешь, целыми днями. Ну а потом — делается контент-план, просто по плану ты уже публикуешь и публикации, и истории, и рекламу, и так далее.
Основными пунктами назначения для бывших инстаграмеров сейчас являются социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджер «Телеграм». Едва ли не самым массовым флэшмобом в российском сегменте инсты стали посты с кюар-кодами — ведущими на аккаунты в ВК и ТГ. Завести их несложно, сложность — в адаптации. У каждой соцсети свои особенности и алгоритмы. Чтобы их освоить, требуется время. В выигрыше на данный момент оказался тот, кто всегда старался присутствовать везде.
Вячеслав Курилов, предприниматель:
Почему важно перекладывать, и находиться в разных сетях, потому что постоянно аудитория в той или иной сети растет и необходимо проверять — какие качественно идут сети. Да, есть небольшие потери для нас, нужно что-то перестроить. Чтобы нарастить поток, конечно, нужно качественно вести свои странички в соцсетях. Контент должен быть интересный, живой. В принципе, что мы вели в других сетях, то и делаем сейчас «ВКонтакте» плюс люди, которые до этого у нас в соцсетях были, они, соответственно, тоже переходят. Мы по динамике видим, что это происходит активно и нужно не останавливаться.
Процессом переезда на новую площадку сейчас заняты и мои коллеги. Наша телерадиокомпания уже давно вышла за рамки только радио и ТВ. ГТРК «Липецк» ведёт свои паблики почти во всех популярных соцсетях. Один из успешных интернет-проектов последних лет — инста-вести. Короткие, но актуальные и поданные со вкусом новости в формате сториз нашли своего зрителя. И закрывать их после блокировки инстаграма никто не собирается.
Фёдор Энчеватов, ведущий программы «ВК-Вести»:
Конечно, мы будем подстраивать и изменять формат, в том числе мы планируем изменить и оформление, и полностью поменять как-то концепцию подачи новостей. Пока что мы изучаем этот вопрос. Развитие будет. Инста-вести никуда не делись, они будут продолжать выкладываться «ВКонтакте». Пока что там по сравнению с теми просмотрами, которые были у нас в инстаграме, небольшие. То есть если у нас в инстаграме доходило до 8, 9 тысяч просмотров, то сейчас эта цифра гораздо меньше. Поэтому мы надеемся, что наши подписчики всё-таки перейдут из остальных социальных сетей, и будут смотреть инста-вести — ВК-вести в «ВКонтакте».
Концепция «360» — охват самой широкой аудитории при помощи цифровых технологий — это тактика из области маркетинга, которую взяли на вооружение и региональные власти. Инстаграм был флагманом обратной связи с липчанами, свой профиль в инсте имел почти каждый более-менее значимый чиновник области — и вплоть до всероссийского бана вёл его практически в обязательном порядке. Однако параллельно в администрациях работали и с другими соцсетями. Поэтому потеря одного ресурса проходит почти безболезненно. Кроме того, отлажены и альтернативные варианты виртуального общения с гражданами.
Евгения Шаршакова, руководитель ЦУР Липецкой области:
У нас были свои ресурсы для обратной связи с жителями. Это «развиваем липецкую область вместе» портал, это портал Госуслуги, который там за полтора года очень, видимо, прижился у наших жителей, они активно туда обращаются, пишут, получают, соответственно, обратную связь. Поэтому в данном случае та ситуация, которая сложилась, не сильно отразилась на качестве коммуникации с жителями.
Что касается коммуникаций между самими жителями — в пиковые периоды волн коронавируса, во время тотального локдауна социальные сети для очень многих были единственной формой общения. А также — самовыражения и творчества. Даже пенсионеры в наше время стремятся стать блоггерами — посещая курсы уже не компьютерной, а масс-медиа грамотности.
Татьяна Устинова, коуч:
За 15 секунд сделать ролик, и вложить туда идею, и успеть всё рассказать, это тренировка мозгов. То есть — вы раз записываете ролик, а он вас обрывает, вы не успели мысли раскрыть. Вы — второй раз, третий и мозги начинают шевелиться. Что вы используете много ненужных слов, что на самом деле это нужно тренировать.
От качества тренировок зависит результат — количество просмотров и подписчиков. А если на этом выстроена работа по привлечению клиентов — то и коммерческий успех. Фотографы и визажисты, производители крафтовых деликатесов, аниматоры и представители еще целого ряда профессий в своём рабочем графике обязательно закладывают время на ведение соцсетей.
Екатерина Бахаева, визажист:
Это такая же работа. Так же, как здесь, например, заплела-накрасила, открываю телефон — и всё, и продолжаю дальше работать в телефоне. Кого-то искать, кому-то что-то отвечать, и прочее. То есть это достаточно много времени занимает, не несколько часов — больше.
Инстаграм для Екатерины, как и для сотен тысяч самозанятых, был основной площадкой. 3 тысячи подписчиков — достаточно для того, чтобы не только продвигать свой бизнес, но и зарабатывать на рекламе. После блокировки ресурса выход — искать альтернативные варианты. Либо закрывать дело, что в общем для деловых людей — не вариант.
Анфиса Волкова, предприниматель:
Вконтакте не была 10 лет. Сейчас, за три дня, резко быстро создала сообщество, разобралась, еще не до конца, много делать, но уже создала магазин, выложила туда товары, и будем, будем работать, что-то делать.
По итогам недели и вконтакте, и в телеграме отметили существенный рост активности. Но займут ли они освободившуюся нишу инстаграм — далеко не факт. Ведь появляются новые сети. При создании которых сразу закладывался функционал, превосходящий предшественников. Закон естественного отбора! И опять-таки, преимущество получит тот, кто раньше других освоит новое пространство. Например, «Ярус» — практически аналог Инстаграма, только русский.
Фёдор Энчеватов, ведущий программы «ВК-Вести»:
Мы уже стали вести там нашу страницу, нашу ленту. Можно подписаться, смотреть за новостями. Чем эта социальная сеть хороша — тем, что в ней сублимируются, собирается вся информация вообще, которая вас интересует. То есть можно сказать, что в одной платформе объединены сразу все социальные сети, которые была раньше, в том числе инстаграм там тоже периодически появляются какие-то публикации оттуда.
Если технически перейти на другую платформу не составляет большого труда, с моральной точки зрения всё намного сложнее. Пользователи привыкают к обжитым страничкам так же, как к родному городу или любимым тапочкам. Расставание со своей виртуальной средой обитания неизбежно вызывает дискомфорт. Психологи советуют прежде всего найти ответ на вопрос — для какой цели использовалась соцсеть. И подобрать подходящую замену. И для общения, и для творчества, и для продвижения своих товаров существуют интернет-ресурсы. Главное — не преувеличивать значение жизни онлайн.
Оксана Драганова, психолог:
Общение в соцсетях является на сегодня естественным образом жизни. Это как дополнительный институт социализации. Но если на первый план выступает только именно данная сфера, в ущерб всем остальным и в ущерб своему здоровью, сну и режиму дня — конечно, стоит задуматься. И обязательно обратиться к специалистам. Если психологическая помощь не поможет, нужна психиатрическая помощь, потому что это коррекция психического состояния.
Возвращаясь к тому, с чего начали. С вопроса о том, что будет с бизнесом самозанятых, если соцсети вовсе исчезнут? Мнения на этот счет разные. Полагаться на «сарафанное радио», пожалуй, действительно чересчур наивно. Те, кто намерен при любых обстоятельствах продолжать заниматься своим делом, продумывают запасные стратегии промоушена.
Наталья Ярикова, мыловар:
У нас есть интернет, который еще работает. У нас есть форумы. Еще такой момент — саморазвитие, самореклама. Когда ты появляешься на разных мероприятиях, рассказываешь, показываешь, что ты делаешь, это тоже реклама. Это, наверное, даже лучшая реклама. Когда люди посмотрели — увидели, что это на самом деле очень кропотливый труд, и что действительно за это стоит платить.
В завершении следует сказать, что очень многие пользователи инстаграм покидать не намерены. Ведь не секрет — обойти блокировку можно. Депутат Госдумы Александр Хинштейн недавно заявил, что никаких наказаний для граждан за это не предусмотрено. Мотивы у блогеров разные — кому-то жаль терять накопленную базу подписчиков, у кого-то — обязательства перед рекламодателями. Другие просто не желают расставаться с любимой игрушкой. Вот только ни один из тех, с кем я общался при подготовке программы, не согласился высказаться об этом открыто, на камеру.