Цвета сайта
Размер шрифта

Главное CXLVII – Авария автобусов в Липецке и что из этого следует?

Татьяна Федорова

Вопрос безопасности пассажиров, водителей и пешеходов на первом плане

ДТП недели — а может, и всего лета. К счастью, без жертв. Но происшествие, которое произошло утром 25 июля, вызвало в Липецке большой резонанс.

В столкновении двух городских автобусов пострадало 14 человек. Многие из них до сих пор в больнице. В соцсетях липчане сейчас активно обсуждают транспортные проблемы со всех сторон. От наличия, а вернее, отсутствия кондиционеров в автобусах, до несовершенства правил дорожного движения. И, разумеется, вопрос безопасности пассажиров, водителей и пешеходов на первом плане.

Евгения Уваркина, глава города Липецка:

«Слава Богу, что все живы. Сегодня идет выяснение обстоятельств. Вместе с ГИБДД мы будем разбираться в причинах, отдельно будем анализировать дисциплину и порядок. Вы знаете, что мы отторговали новый порядок, где мы ужесточили требования для наших перевозчиков. Соответственно, понимаем, что нам предстоит еще с этим работать».

Градоначальница Евгения Уваркина посвятила транспортной инфраструктуре Липецка существенную часть своего годового отчета о работе администрации муниципалитета. Тем более, что доклад был представлен в горсовете на следующий день после аварии на улице Катукова. Немного хроники. В понедельник, в районе 9 часов утра, у остановки «Хлебозавод» автобус маршрута № 379 врезался в № 346, тот, в свою очередь, в легковую иномарку. На место прибыли спасатели и бригады скорой помощи. Люди получили комбинированные травмы.

Павел Малыхин, заместитель главного врача по лечебной работе больницы № 4 «Липецк-Мед»:

«Пять человек госпитализировали в травматологическое отделение, двое из них прооперированы, жизни их ничего не угрожает на сегодняшний день. Трое получают другие методы лечения. Три пациента проконсультированы, выполнены все необходимые методы исследования, и отпущены под амбулаторное наблюдение. Один пациент переведен в областную больницу, в челюстно-лицевую хирургию. По связи с коллегами тоже оказана помощь, жизнеугрожаемых ситуаций нет».

Евгений Ржевин, заместитель начальника УГИБДД УМВД по Липецкой области:

«Водитель автобуса ПАЗ допустил наезд на остановившийся на светофоре автобус МАЗ и легковой автомобиль. Предварительная вина водителя автобуса ПАЗ».

Очень многие обратили внимание на то, что 13 из 14 пострадавших ехали именно в «пазике». Автобус марки, которая не пользуется любовью у пассажиров. Модель Павловского завода — разработка 1972 года. И даже современные, модифицированные потомки конструктивно мало чем отличаются от прототипа. Как выяснилось, с технической точки зрения попавший в аварию ПАЗ был исправен, и сравнительно молод — всего 6 лет с конвейера. Из 500 работающих сейчас на улицах Липецка автобусов почти каждый десятый — «пазик».

Евгений Чекрыжов, председатель департамента транспорта администрации города Липецка:

«Учитываем те пассажиропотоки, которые складываются на маршрутах. Исходя их этого, понимаем, какой подвижной состав по вместимости там должен работать, и это является критерием. Нерационально использовать большой 12-метровый автобус с его расходами, где, например, пассажиропоток не позволяет его наполнять».

Экономическую составляющую нельзя сбрасывать со счетов. Но ведь избавились же в свое время от маршруток-газелей. Они тоже были популярны из-за гибких схем передвижения и маневренности. Просто серия аварий переполнили чашу терпения. А в последние годы и вовсе взят курс на модернизацию общественного транспорта. И нельзя не отметить: липецкий автобусный парк серьезно обновился. Правда, новые ЛИАЗы, МАЗы и Волгобасы — не говоря уже о «пазиках» — не образцы комфортного транспорта.

Попасть в автобус с работающим кондиционером — редкая удача для липецкого пассажира. И ладно бы, охлаждающие устройства отключали, зачастую в новых машинах их попросту нет. Хорошо хоть печки есть в каждом. И вдвойне хорошо, что холодный, зимний период в наших широтах длится намного дольше, чем летняя жара. Вообще, вопросам городской транспортной инфраструктуры сейчас уделяется особое внимание. Ни один проект модернизации улицы не пройдет без предусмотренной велодорожки. Ведь логично, если не нравится общественный автобус, воспользуйся индивидуальным. Электросамокаты напрокат — в широком ассортименте во всех районах города.

Олег Калинобродский, корреспондент ГТРК «Липецк»:

«Арендные самокаты могут разгоняться до 25 километров в час. Этот показатель не зависит от времени суток и локации. Передвигаясь по тротуару или в парке, даже если вокруг много людей, я все равно смогу ехать со скоростью 25 километров в час. И при этом юридически, остаюсь пешеходом».

Все, что нужно — скачать приложение, навести камеру смартфона на QR-код и вперед. Никаких прав на управление не требуется. Хотя порой самокат может превратиться в настоящий снаряд, который способен причинить вред не только водителю, но и окружающим.

Инспекторы ГИБДД следят за этими транспортными средствами. По действующим правилам, к ним относятся только самокаты с мощностью двигателя свыше 25 киловатт и скоростью 60 километров в час. На таких можно ездить только по дорогам. Но внешне все самокаты выглядят одинаково. И наказать нарушителя, если он едет в парке на средстве передвижения с большей мощностью, практически невозможно.

Владимир Парахин, начальник отделения пропаганды управления ГИБДД УМВД России по Липецкой области:

«Электросамокаты, которые относятся к транспортным средствам, они могут со стороны Госавтоинспекции быть остановлены, и будут проверены на наличие водительского удостоверения. И в случае нарушения к ним будут приниматься меры, как именно к категории водителей».

Проблема с электросамокатами сейчас приобрела такой масштаб, что ее вынесли на обсуждение дискуссионных площадок форума «Сообщество», который проводит Общественная Палата России. Несовершенство ПДД приводит к абсурдным ситуациям. Основные положения правил разрабатывались еще в советские времена. При желании современные самокаты с электрическим двигателем можно классифицировать, как безобидный велосипед, в то время как игрушечные гироскутеры, предназначенные для дошколят, как мопеды.

Александр Холодов, член Общественной Палаты РФ:

«У нее мощность самая минимальная — да, это 150 ВТ на одно колесо. То есть это, с одной стороны, продается, как игрушка для ребенка от 3 лет, с другой стороны, это по правилам, вообще, мопед является. То есть мы на этого ребенка должны шлем нацепить, направить его права получить».

В Общественной Палате сейчас активно работают над обновлениями, в которых срочно нуждаются правила дорожного движения. Причем сами общественники признают, что быстро узаконить их вряд ли удастся. Зато в локальных случаях, регионы могут принимать свои регулирующие нормы. Например, в Татарстане еще в прошлом году разработали требования парковки и езды на электросамокатах.

Диана Дасаева, корреспондент ГТРК «Татарстан»:

«Новые правила включают в себя ограничения по максимальной скорости, которую могут набирать пользователи электросамокатов — это 25 километров в час, а в 60 „медленных“ зонах — 10-15 километров в час. На нескольких участках улично-дорожной сети введен полный запрет движения на электросамокатах. Также действует запрет на пользование самокатами детьми до 16 лет и лицами, находящимися в состоянии алкогольного и наркотического опьянения».

И все-таки средства индивидуального передвижения полностью проблему общественного транспорта не решат. Есть люди пожилые, есть с особенностями здоровья, в конце концов, случаются поездки на другой конец города всей семьей — слабо представляется, как это можно организовать комфортно при помощи двухколесной техники. Даже если весь Липецк свяжут велодорожки.

Автобусы, даже самые современные, все равно сохранят все недостатки, присущие автомобилям. Учитывая все обстоятельства, проанализировав лучшие практики, в том числе, зарубежные, руководство региона и города решило сделать ставку на возрождение электротранспорта — трамваев.

Евгения Уваркина, глава города Липецка:

«Мы включились в пилотную программу модернизации Горэлектротранспорта. Обновление трамвайного парка, обновление более 60 процентов рельсового пути, и строительство 5 километров нового пути, что увеличит пассажиропоток, не говоря о качестве».

Цена вопроса — почти 14 миллиардов рублей. Треть из них будет получена в виде субсидии из федерального бюджета. Существенная часть — по концессионному соглашению, которое необходимо подписать до конца сентября. И сразу же приступить к проектированию. На реализацию проекта отводится 3 года. Сама же концессия — на 25 лет.

Игорь Артамонов, губернатор Липецкой области:

«Для субъекта впоследствии — это очень большие обязательства. То есть мы опять будем в год тратить на дотации, с учетом субсидирования — от 700 миллионов до миллиарда рублей. Это большие деньги очень. Надо полотно менять, надо рельсы вытаскивать, мосты ремонтировать».

Большие инвестиции и большие затраты. Но, во-первых, уличная сеть Липецка в отличие от множества крупных городов России позволяет выделить трамваям пути, не зависящие от автомобильного траффика. От этого зависит скорость передвижения пассажиров. Во-вторых, электротранспорт — это экономично и экологично. В-третьих, наконец, придется привести в порядок все городские мосты. И, наконец, в четвертых, трамваи сегодня — это самый безопасный вид общественного транспорта. Вероятность столкновения поездов двух маршрутов, как это случилось с ПАЗом и МАЗом на улице Катукова, практически исключена.