Владимир Зиновьев:
«Главное, конечно, качество — это слышать людей. Простых людей. Которые живут в этом доме, в этом городе, на этой земле».
Вот так ответил на наш вопрос о качестве подготовки многоэтажки к зиме старший по дому номер 65 по улице Советской в городе Грязи. Мы его даже переспросили. Не ремонт в подъезде? Не залатанная кровля? Не надежные теплоузлы? Людей заботит, чтобы о них заботились. Без аварийных ситуаций в коммунальном хозяйстве обойтись невозможно, но если есть уверенность, что специалисты придут на помощь, выслушают, откликнутся — живется спокойнее. Губернатор Игорь Артамонов однажды сказал, что у власти уши должны быть, как у слона. Игнорировать «обратную связь» в наши времена чревато. И все-таки, эта связь работает с перебоями.
Карина Налобина:
«Мы хотим не в разрез идти с нашей властью, а параллельно, рука об руку. Чтобы и власть наша нас слышала, и мы прислушивались к ней, чтобы был контакт. Потому что сейчас этого контакта нет».
Чтобы наладить такой контакт, в селе Казинка собрались выбирать старосту. Федеральный закон номер 131 это позволяет. Полномочия старосты — взаимодействовать от лица народа с местной властью, главой сельсовета и депутатами. Мало того, планируют создать и уличкомы. Поводом послужила новость о том, что на окраине села в обозримом будущем может появиться кладбище. Там, где за окнами коттеджей сейчас колосится пшеница, предполагалось хоронить покойников.
Наталья Мельникова:
«Эти поля засеваются. Ну а так — люди используют, ну… катаются на велосипедах, с детьми гуляют. Собирают тут ягоды, землянику».
Узнав о перспективе жить на улице Траурных Процессий, люди не просто возмутились. Приехав в Казинку спустя несколько дней после публичных слушаний, где, собственно, селян и познакомили с проектом погоста, мы угодили на настоящую демонстрацию. С транспарантами и лозунгами. С участием стариков и детей. С лидерами, вооруженными аргументами и документами. После сюжета об этом в теленовостях, в областном управлении градостроительства заверили: планы по кладбищу будут пересмотрены в кратчайший срок. И слово сдержали.
Виктория Катасонова, начальник управления градостроительства Липецкой области:
«Вариант, который предложили жители — мы его проработали, и уже сделали немного в ином варианте, то есть новое кладбище вдоль дороги Грязи — Липецк, гораздо меньше по площади, уже 2 гектара и плюс 4 гектара озеленения защитного. Я очень надеюсь, что у нас с местными жителями получился конструктивный диалог».
С технической точки зрения — нестыковки улажены. Не хочется смотреть на могилы — их спрячут подальше от жилой застройки и огорадят зелеными насаждениями. Для катафалков проложат дорогу со стороны шоссе. Размеры погоста сократят в пять раз. Экологический риск просчитает экспертиза Роспотребнадзора, и если он будет выявлен, на проекте кладбища вовсе поставят крест. Но важен и другой момент.
«Мы до начала публичных слушаний пытались встретиться с депутатами. Мы записывались сюда на приём. Мы подавали письменные обращения с просьбой встретиться в часы приема. С нами хоть кто-то один встретился? (депутат) Кто ко мне обращался? Никто!»
Как выяснилось в ходе встречи, предпосылки для конфликтной ситуации были созданы гораздо раньше, годы назад, когда землями села и его границами распоряжались без ведома местных жителей. С тех пор и люди во власти поменялись, и законы. Отыграть все назад теперь невозможно. Но исключить повторение пройденного вполне. Если занимать активную позицию. Вот другой пример. Город Грязи. Три дома под крылом одной управляющей организации. И такие разные оценки ее работы.
Михаил Коршунов:
«Я обращался в управляющую компанию, к диспетчеру. Но реакции никакой не последовало».
«Звонишь им — потекла крыша. Они говорят: мбррр пришлем мастера. Мастер не приходит!»
Владимир Зиновьев, старший по дому №65 по ул. Советская:
«Все гладко быть не может. Но мы с ней регулярно встречаемся. Я, как старший дома, информацией, жильцы ко мне приходят, пожелания свои передают, а я общаюсь с ней».
В грязинские многоэтажки нагрянули инспекторы ГЖИ, сейчас ведомство проводит выборочные проверки жилфонда. Управляшки обязаны подготовить здания к предоставлению коммунальных услуг в осенне-зимний период. Жильцы, которые оказались в это время дома, не преминули воспользоваться возможностью излить душу представителям госжилинспекции.
Ольга Косых:
«Нужно, чтобы они работали. Управляющие компании. Именно ра-бо-та-ли. Тут есть — и уборщица ходит, и ходят дворники. Они же все это видят. Могут начальству своему донести. У них есть мастера. Они должны работать, смотреть за этим, а не жильцы. Как мне сказали — пишите заявление. Почему я должна писать заявление?»
По мнению «управляшки», и не надо было бы ничего писать — будь в доме старший. В каждый подвал каждый день заглядывать — никаких дворников и уборщиц не хватит. Особенно если в хозяйстве две сотни зданий. Ведь в доме, который в паре сотен метров от этого староста есть, и проблемы решаются быстро и качественно.
Юлия Сиянова, генеральный директор управляющей компании:
«Не всегда можно увидеть какую-то проблему сразу. Старший по дому всегда где-то в чем-то нам поможет, или даже подскажет, на что-то укажет. Что может рабочий, глаз замылился, соответственно, он может пройти и этого не увидеть».
Но чтобы выбрать старшего по дому нужно, как минимум, собрание провести. Кстати, как и для того, чтобы сменить управляющую компанию, или взять управление домом в свои руки. Но такая степень самоорганизации жильцов для Липецкой области — явление нечастое. Пока стены стоят, потолок не падает — проявлять активность люди не спешат. Сплотить соседей может серьезная общая проблема. Случай с виртуальным пока кладбищем в Казинке цветочки в сравнении с тем, что происходит в селах Троицкое и Грязное Липецкого района.
«По баклашке наливаем воды, ту что с реки привезем. Хотя бы этим скотину поим. Для себя у нас привезут по чуть-чуть и все. Больше у нас ни на что не хватает воды».
Вода здесь на вес золота. Небольшой напор есть только ночью. Перебои с ресурсом начались больше месяца назад. Водонапорные башни, как и сети, здесь еще советских времен. Местные считают, что с таким количеством пользователей они не справляются. Воду привозят по заявкам. Выдают строго по тридцать литров на семью. Постирать, напоить живность или помыться — эти проблемы каждый решает, как может.
«Люди звонят в диспетчерскую службу непосредственно водоканала, в ЕДС. Реакции не было. Обследование водоканал обещал еще три года назад провести, но до сих пор так и не провел».
Проблема повторяется из года в год. На обращения в разные инстанции в ответ — отписки. Когда в село приехало руководство районного водоканала, терпение у людей было уже на пределе. Ресурсники объяснили отсутствие воды незаконными врезками. Долг по Грязному — около трехсот тысяч рублей. На вопрос: как быть тем, кто не поливает огород и исправно платит, не ответили.
Дмитрий Филиппов, генеральный директор районного водоканала:
«Регулируем, чтобы низ села, куда уходит большая часть воды, получал ее в достаточноим объеме, но с чуть меньшим напором, чтобы вода оставалась в верхней части».
«Проектирование в этом году будет. И главе дополнительно о сроках на 23-й год будет доведено… там же полно песка. Что сделано с 2018 года за 6 лет объясните пожалуйста … молчит».
Схожие проблемы во всем Липецком районе. Областное управление ЖКХ заверяет: сотрудники Липецкого районного водоканала трудятся в усиленном режиме, регулярно обследуют системы водоснабжения, устраняют неисправности. Где-то тянут нитку нового водопровода, где-то запускают скважины. Число жалоб на нехватку воды в последние дни заметно снизилось. Но мы бы не связывали это ни с гласом народа, ни с действиями чиновников — просто небесная канцелярия на этой неделе обильно поливала липецкую землю дождями и градом. Некоторые улицы областного центра в какие-то моменты напоминали каналы Венеции. Дождевая канализация города в очередной раз села в лужу.
Павел Борков, кандидат технических наук:
«Сети эксплуатируются достаточно длительный период времени. За это время наш город преобразился, поэтому эти сети попросту не справляются с сегодняшними вызовами. В том числе и с таким количеством выпадения атмосферных осадков. Естественно, эта проблема носит инженерный характер. Поэтому решение ее требуется именно инженерными методами, приемами. Но с привлечением определенных научных изысканий».
А кроме того, с привлечением больших денег. Известно, что на обновление инфраструктуры ливневок нужны астрономические средства. Для города — не по карману. Но ведь сейчас в стране по инициативе Президента провозглашена программа комплексной модернизации коммунального хозяйства. И возможность решить застарелую проблему потопов на федеральные деньги грех упускать. Слово и дело за старшим по нашему общему липецкому дому. Уж точно в этом вопросе пожелания липчан единодушны. Будут ли они услышаны — узнаем, а главное — расскажем.