С момента появления нацпроекта «Безопасные качественные автодороги» на строительство, реконструкцию и ремонт транспортных магистралей ежегодно выделяются большие деньги. Каждое лето автомобилисты ищут объездные пути — так как периодически то одну, то другую улицу перекрывают для время проведения дорожных работ. Результат есть: в рейтинге качества дорог Липецкая область занимает 23 позицию по стране и 4 в ЦФО. Однако проблемы остаются — и связаны не напрямую с проезжей частью, а с сопутствующей инфраструктурой.
Мост в Казинке станет одним из самых протяженных в Липецкой области. Динамику работ на днях оценил губернатор — проект масштабный, но далеко не единственный в модернизации транспортной инфраструктуры. Ремонтируют и строят мосты и дороги по всему региону. Год от года нарастает объём и финансирования, и километража — благодаря нацпроекту «Безопасные качественные автодороги». В опубликованном недавно информагентством РИА рейтинге качества дорог Липецкая область занимает 23 место по стране и 4 — в ЦФО. 61% наших автотрасс соответствуют нормативным показателям. И процент этот растёт — в этом году приведут в порядок еще 260 километров. Включая и 360 метров переправы через Матырское водохранилище — которая замкнёт кольцо магистрали «Восточный обход». И — возможно — существенно повлияет на городской траффик Липецка.
Игорь Артамонов, губернатор Липецкой области:
Это очень важно будет, закольцевать все движение вокруг Липецка. Новые удобства для проезда и для грязинцев, и для жителей окрестных населённых пунктов сразу на трассы на все. Это лучшая доступность аэропортов, это снижение потока на дамбу, снижение потоков на Липецк. Всегда прекрасно, когда можно объехать, и, казалось бы, вроде далеко, но по объездной быстрее, чем через город ездить.
Через город сейчас и не везде проедешь — впрочем, для этого сезона года нет ничего удивительного. Автомобилисты привыкли каждое лето искать альтернативные пути проезда своим привычным маршрутам. В плане дорожных работ в Липецке — 40 участков улично-дорожной сети, в сумме более 40 километров. Технически их можно было бы ремонтировать и одновременно. Так быстрее. Но нельзя: чревато полным транспортным коллапсом — целые микрорайоны превратятся в полосы препятствий. Поэтому даже в границах небольших кварталов установлена очерёдность. Сами же проекты на разных улицах — довольно схожи. Как здесь, на Шкатова.
Сергей Жуков, заместитель начальника управления главного смотрителя:
Производят работы по демонтажу бортовых камней, по демонтажу пешеходных зон, и монтажу дорожных бортовых камней, фрезерованию автомобильной части, и соответственно выравнивающего верхнего слоя покрытия. и в дальнейшем также будет обустроена разметка и знаки.
Некоторые улицы отремонтируют вне изначального плана. Например, участок на Ворошилова, где образовался провал. Объявлен аукцион на его восстановление. Тут должна появиться бетонная стенка и барьерное ограждение. Там, где работы — плановые, подрядчики обещают уложится в сроки, где-то даже идут с опережением графика. Правда, набранный в начале лета приличный темп дорожного обустройства в последние дни притормозили дожди. Они же напомнили о перманентной проблеме липецких улиц — ливень превращает их в настоящие реки. Причем как в центре города, так и на окраинах.
Улица Фрунзе — одна из тех, которые отремонтируют в этом сезоне. Техническая готовность проезжей части — свыше 80 процентов. Но дорожным полотном основную проблему не решить. В низшей точке — месте пересечения с улицей Неделина — постоянные потопы в ненастье.
Николай Дергунов, заместитель главы администрации Липецка:
Что мы в этом году хотим сделать? Мы хотим добавить дополнительный лоток, который отсечет воду с Неделина, поперек Неделина. И прочистить водоотводной канал.
Проблема «ливневок» в областном центре — тема для отдельной передачи. Система дождевой канализации нуждается даже не в реконструкции, а скорее — в строительстве, и требует колоссальных затрат. Рано или поздно средства предстоит изыскать. Как на городские мосты. Долгие годы о них фактически не заботились. Как результат — предаварийное, либо плачевное состояние. Сейчас в Липецке ремонтируют Октябрьский и Сокольский мост. Работы начались ещё в прошлом году. На зиму брали паузу, а весна преподнесла неприятный сюрприз.
Павел Звонарев, председатель городского департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации Липецка:
Половодье и повышение уровня воды не позволило подрядчику обеспечить подъезд к зоне ремонта, в связи с чем было принято решение о необходимости продлить сроки ремонта и назначить дату завершения работ 15 сентября текущего года.
Укрепить опоры на Октябрьском должны были к 1 июля. Вместе со сроками выросла и стоимость проекта. Теперь она превышает 50 миллионов рублей. Уже в ходе ремонта выявились новые проблемы. Во время демонтажа пешеходных дорожек на мосту обнаружили плиты с критическим износом. Их нужно заменить, а после уложить новый слой асфальта, чтобы избавиться от неровностей на тротуаре. Работы на Сокольском идут по графику. Но там и задачи попроще. На одной стороне переправы работы практически завершены. Осталось уложить только верхний слой асфальта. Тротуары, бетонные ограждения уже готовы. Ко второй половине моста подрядчик планирует приступить в августе. Имеются определенные сложности.
Максим Колпаков, представитель подрядной организации:
Это прежде всего связанно с движением и расписанием поездов, проходящих по данной ветке. Ну и соответственно есть определенные виды согласований, которые приходится проходить. Мы находимся постоянно в работе с РЖД, у них есть охранная зона. Охранная зона — это не только подмостовая, это и верхняя часть моста, которая тоже находится под их контролем.
Хотя на самой Сокольской переправе железной дороги нет. А ведь раньше здесь ходили трамваи. Экономичный и экологичный общественный транспорт, который в Липецке готовится к возрождению. Заявлена модернизация путей и подвижного состава. И даже новая ветка — на улице Стаханова. На Тракторном уже кое-где уложены новые рельсы. Вот такие. Прибыли в город и современные вагоны — выпуска этого года, изготовлены в Челябинской области. Правда, на маршруты они выйдут нескоро. И водителям, и обслуживающему персоналу липецкого депо предстоит обучение, как управлять и настраивать технику. Кроме того, нужно обновить старые линии.
Александр Лукинов, заместитель председателя департамента транспорта администрации Липецка:
В лучшем случае, если концессионер будет поддерживать темпы работ, то к концу года до 6 машин мы сможем увидеть на участке от депо до кольца 21 микрорайона. До конца года должны приехать 26 таких же трамваев, а всего в рамках концессии до конца 25 года должны приехать 46 новых трамвайных вагонов.
Если темпы работ концессионера зависят от финансов — то об этом позаботились депутаты липецкого облсовета. Члены комитете по экономике на неделе одобрили выделение 1 миллиарда 800 миллионов рублей в рамках заключенного концессионного соглашения. Решение ещё должна утвердить сессия заксобрания, но депутатский корпус редко возражает рекомендациям профильных комитетов. Скорее всего, трамвайные пути обновят уже в обозримом будущем. Остается надеяться, что не просто заменят старые рельсы на новые, но и уложат их, как следует. Ведь сейчас практически везде они тормозят движение потока автомобилей похлеще «лежачих полицейских» — провоцируя пробки.
Внутри жилых массивов и между кварталами проезд затрудняют тут и там стоящие авто. Анонсированное обустройство платных парковок пока покрыто туманом — мои коллеги из редакции новостей не могут получить информации ни о локациях, ни о сроках, ни о принципах обустройства таких стоянок. Пока же в городской управе продолжают искать решение для наиболее болезненных участков. У самых востребованных больниц ставить машины негде. Например, в областной онкодиспансер ежедневно приезжают тысячи человек со всего региона — и из других областей страны.
Люди оставляют свои машины, где придется. Нарушая порой правила и создавая заторы. Отыскать площадку для обустройства стоянки очень сложно: под землёй проложено множество коммуникаций, теплотрассы, охранные зоны. Как решить проблему парковок, чиновники мэрии обсудили с представителями ресурсоснабжающих организаций. Предложений звучало много. И накрыть сети саркфагом, и перенести в другое место. Но либо парковка будет стоить безумно дорого, либо её построить технически невозможно. Замкнутый круг.
Дмитрий Сапрыкин, заместитель начальника отдела департамента дорожного хозяйства и благоустройства Липецка:
У нас предложения — получить от ресурсников какие-то условия. На каких условиях мы можем ее сделать. Мы ее обсчитали, ориентировочную стоимость мы знаем, но это опять же без проекта, ориентировочная цена без защитных мероприятий. Если делать проект и защитные мероприятия, соответственно, цена будет совершенно другой и за чей счет это делать — представления пока нет.
Не найдя решения за столом переговоров, поиск будет продолжен непосредственно на месте. На следующей неделе запланировано выездное совещание, у диспансеров, с тем же составом участников. Любопытно, где они припаркуются — ведь не пешком же пойдут на встречу. Стоило бы сказать и о традиционных летних раскопках энергетиков — также на проезжей части липецких улиц, и о количестве ДТП — автоинспекторы в этом году отмечают их рост — но, пожалуй, и так достаточно. Чтобы подтвердить тезис губернатора: снизить транспортную нагрузку на областной центр крайне важно.
Александр Григорьев, заместитель директора подрядной организации:
Работа произведена частично, 70% полностью выполненного моста, бетонные работы практически завершены на 99%. у нас осталось 9 опор всего было, из 9 сделано 8 на 100%, и одна не закончена. Но планируем завершить ее в этом месяце. бетонные работы, которые здесь, все уже закончены. Гидроизоляция сделана. Под асфальт сдано все. осталась у нас металлоконструкция.
Трасса «Восточный обход» — не панацея, но все-таки существенно разгрузит транспортную инфраструктуру Липецка. Сам же мост через Матырское водохранилище — объект интересный и непростой. Глубина здесь доходит до 13 метров, опоры используются 25-метровой длины. Подрядчику пришлось сделать песчаную насыпь, построить буровую площадку и даже временный мост. В части, где опоры уже установлены, строители возвели железобетонные пролётные конструкции. Сейчас там занимаются обустройством мостового полотна — укладывают гидроизоляцию и защитный слой, который в ближайшие недели закроют нижним слоем асфальта. А вторую часть виадука соединят металлические пролётные балки, которые будут монтировать методом надвижки — как на Крымском мосту. Увидим это — а главное — покажем, в новых выпусках программы «Главное».