В дождливую погоду даже ребёнок оценит состояние Сокольского моста, как весьма плачевное. Под таким и от непогоды не укрыться. Эксперты били в колокола уже не один год — и наконец, их услышали. На этой неделе из липецкой мэрии пришла новость о том, что подрядчик, который займётся восстановлением переправы, найден. Правда, по моим данным, контракт еще не заключен. Но не будем придираться к юридическим нюансам — ведь вообще-то за последнее время решен вопрос с ремонтами сразу трёх городских путепроводов. Причём на Октябрьском мосту и на виадуке через Каменный Лог — уже идут работы. Поговорим об этом сегодня. Я Роман Баданов, это программа «Главное».
Борис Бондарев, доктор технических наук, почётный гражданин Липецка:
Дорогое это удовольствие, очень дорогое. Легче содержать мост в надлежащем состоянии, вкладывать каждый год средства в это сооружение. А мы что делали? В 2003 году, ремонтируя этот путепровод, сорвали все деформационные швы. И сколько это прошло уже — 19 лет! Нет вообще никакого надзора абсолютно. Кроме крашения перил мы ничего тут не делали.
Насколько дорого обходится ремонт мостов — мы можем судить из официальных источников. Как сообщили в управлении главного смотрителя Липецка, стоимость работ на улице Терешковой — около 40 миллионов рублей, на Октябрьском мосту — почти 48, на Сокольском — 212. Перечень задач и сроки выполнения, конечно, несколько различаются. Раньше всего отремонтируют переправу через Лог — уже в конце декабря, позже — на Соколе, где к мероприятиям еще не приступили.
Виталий Лесных, начальник управления главного смотрителя:
В этом году, если позволит погода, планируем начать ремонт тротуаров, а вообще предусмотрен ремонт на данном объекте деформационных швов, асфальто-бетонное покрытие заменить, перильные ограждения, отремонтировать несущие железо-бетонные конструкции.
От погоды зависит очень многое. Некоторые виды работ — например, гидроизоляцию — при низкой температуре проводить просто невозможно. Но и есть и препятствия, не связанные с технологией. Например, у Октябрьского моста дожди последних дней всё пространство вокруг несущих опор превратили в болото. Спецтехника буксует, сюда и не на каждой-то машине доедешь. Бригадам необходимо обработать от коррозии оголённую арматуру на несущих конструкциях, чтобы потом заштопать прорехи.
Почему не начинали работать в другое время года? Потому что торги состоялись под начало осени. Таковы правила игры — которые, вообще-то, в силах изменить наши законотворцы.
Лариса Ксенофонтова, депутат Липецкого облсовета:
Мы сегодня понимаем, что необходимо очень быстро сократить максимально промежуток времени от принятия решения до исполнения этого решения. Поэтому всё, что стоит на пути — будь то управленческие ресурсы, будь то какие-то бюрократические моменты, вот на мой взгляд, нужно безжалостно убирать, вырезать. Потому что сегодня нет времени на раздумья, нет времени на какие-то моменты, которые затрудняют принятие решений, и нет возможности по полгода проводить торги. Необходим целый комплекс мер в экономике, которые будут направлены на ускорение исполнения принятых решений.
Между тем, почти каждый мост — это объект стратегический. Переправам присваивают категории технической безопасности — от первой до четвертой. Например, у виадука на Терешковой — третья. Это далеко не самый длинный мост в Липецке, зато самый высокий. В пиковой точке — более 26 метров. В народе у него есть жутковатое прозвище «Мост Самоубийц», ведь внизу — не река, а дно оврага. В проекте ремонтных работ — и оснащение системы защиты сооружения.
Святослав Дружинин, начальник отдела по транспортной безопасности и обслуживания мостовых сооружений Липецка:
Будут установлены камеры видеонаблюдения, громкоговорители. Помимо этого, будет установлено ограждение в подмостовом пространстве, защищающее опоры и конусы мостового сооружения.
Такие же системы безопасности получат и Октябрьский, и Сокольский мосты. Их смонтируют уже после того, как выполнят задачи по укреплению и восстановлению. Кстати, план работ на Сокольской переправе нельзя назвать даже косметическим ремонтом. Это меры по поддержанию сооружения в состоянии безопасной эксплуатации до старта реконструкции. Которую рано или поздно будет провести необходимо. Суммы там на порядок выше. Но несравнимы со строительством нового моста. Один квадратный метр обходится в 100 тысяч рублей. Для справки: длина Петровского моста — 485 метров, Октябрьского — 480, Сокольского — свыше 500. И всё же новые мосты в Липецкой области строят — порой находя нетривиальные решения. Так, в Чаплыгине нужно было придумать, как связать берега реки Становая Ряса на время реконструкции старой переправы.
Юрий Сазонов, глава Чаплыгинского района:
Предложения были — объезд сделать через Иставное, но это для жителей Чаплыгина не очень-то хорошо. Это 30 км лишних давать, чтобы попасть на ту сторону Чаплыгина. А у нас сегодня микрорайон Заречье очень серьёзно развивается, там участки разбиты — 1400 домовладений ИЖС.
В итоге чаплыгинцы решили построить временный мост буквально на соседней улице. Забили опоры, установили бетонные поперечины и уложили асфальт. Работу вписали в смету на реконструкцию старой переправы, к слову — это 440 миллионов рублей. Результат впечатлил губернатора.
Игорь Артамонов, губернатор Липецкой области:
Мост, под названием временный, конечно, потряс. Когда отремонтируют основной, я надеюсь, мы из временного сможем также сделать основной, перепроектировав его, оставить его для чаплыгинцев.
Александр Покидов, представитель подрядчика:
Этот мост рассчитан под современную нагрузку. Я могу сказать, что она класса А11. Тут могут ходить все машины, которым разрешено ездить по дорогам общего пользования.
Возможности для реконструкции мостов даёт федеральная программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В её рамках наш регион в ближайшие три года получит более 4 миллиардов рублей. Среди проектов — переправы через реки Усмань, Пальна и Матыра. Путепровод в Грязях — один из самых масшабных. Протяженность более 100 метров. Круглосуточно и в любую погоду около 60 человек выходят в смену. Задействована тяжелая строительная техника: краны, компрессоры, самосвалы. Специалистам предстоит усилить опоры, обновить пролетные конструкции и мостовое полотно. На сегодня выполнен первый этап работ.
Александр Григорьев, начальник участка:
Сделали защитный слой опор, демонтировали старые балки, сейчас балки новые на подходе.
Браться за большие проекты в дорожно-транспортной инфраструктуре и доводить их до ума в Липецкой области научились. В плане путепроводов — хороший пример — Петровский мост. К его реконструкции горожане относились с беспокойством и изрядной долей скепсиса. Сейчас, спустя без малого три года после завершения работ — переправа не вызывает никаких нареканий. Но — возвращаясь к тому, с чего начали. Дыры на Сокольском, щербины в опорах Октябрьского, промоины на виадуке по Терешковой — следствие не плохой проектировки или некачественных материалов. А естественного износа, которого можно и нужно было избежать — при надлежащем обслуживании сооружений.
Борис Бондарев, доктор технических наук, почётный гражданин Липецка:
Мифы существуют такие, один из них — что мосты должны 100 лет без ремонта стоять и не нужно содержать их в надлежащем порядке. И потом наступает коллапс — когда в один прекрасный момент нужно вложить огромнейшие средства, чтобы его вывести в нормативное состояние. Это, к сожалению, наш бич. Не только там Липецка, Липецкой области — но всей нашей страны. К мостам несколько такое отношение наплевательское, будем говорить прямо. Но сейчас система несколько исправляется.
На балансе администрации Липецка сейчас — 22 моста. Но путепроводов в городе больше — есть те, что в ведении РЖД, металлургического комбината, есть и бесхозные — это, кстати, тема для отдельного разговора. Среди муниципальных — пять уже имеют проектно-сметные документации для будущего ремонта. Деньги на это еще нужно изыскать, но как говорят эксперты — куда важнее возродить в городе службу контроля за состоянием мостов. Иначе эффект от ремонтов, строительства и реконструкций будет краткосрочным и — по большому счёту бессмысленным. С вами был Роман Баданов, до встречи!