На заводе «Свободный Сокол» свободные вакансии. Несколько десятков сотрудников призваны в ходе частичной мобилизации. Защищать Родину отправились в том числе и специалисты высокой квалификации. А продукция завода сейчас нужна в том числе и для восстановления освобожденных территорий. Схожие проблемы с кадрами испытывает сейчас немало предприятий. Однако производственный процесс продолжается и многие как раз наращивают объемы, отвечая на запросы рынка. Между тем, антироссийские санкции, по мнению западных аналитиков, должны были еще летом привести к резкому скачку безработицы в нашей стране, росту социальной напряженности. Вместо этого — только в Липецкой области — количество вакансий удвоилось в сравнении с прошлым годом. И на этот показатель частичная мобилизация никак повлиять не могла, данных с ее учетом еще просто не успели посчитать.
Глава Задонского района Алексей Щедров:
«Да, некоторых ребят, которые подлежат частичной мобилизации — их мобилизовали. Но это не значит, что у нас образовался вакуум, и некем заместить. Мы работаем очень плотно с центром занятости, мы работаем, в принципе, и с другими районами, и необходимых специалистов предлагаем нашим предприятиям. Кадрового голода, дефицита острого в кадрах нет».
Центры занятости населения ждет серьезный апгрейд. Задача — преобразовать их в кадровые агентства. Первой ласточкой в нашем регионе стал офис в Липецком районе. Впрочем, территориальное расположение при новом подходе к работе становится не столь важным. Ведь подобрать подходящую вакансию для безработного теперь можно в любой точке страны. База данных не привязана к региону, и постоянно обновляет свои сведения.
Директор филиала Липецкого городского центра занятости Ирина Чекалина:
«Год назад, допустим, касательно вакансий, у нас было 13 тысяч предложений. Теперь у нас более 20 тысяч вакансий, это все рабочие специальности: слесари, токари, лесорубы у нас были востребованы. Заработал портал „Работа России“ в полную меру, можно сказать, у нас в этом году. Теперь у нас и соискатели, и работодатели в электронном виде подают заявления на поиск работы, либо работодатели подают вакансии через портал, то есть там мы можем все отследить, все цифры там наглядно видны».
Если раньше в центры занятости являлись, по сути, кассой для выплат пособий по безработице, сейчас — это государственный кадровый оператор. К сотрудничеству привлечено больше 400 крупных работодателей. Только с начала 2022 года было трудоустроено более 10 тысяч человек. Около тысячи липчан прошли переобучение. Направлений профподготовки — полсотни. Освоить новую специальность можно бесплатно, длительность курсов от трех месяцев до полугода. Дальше все зависит от желания работать, и повышать свои навыки уже на производстве.
Валентин Харитонов:
«Такая работа — тут никогда невозможно все знать. Тут есть всегда, чему учиться. Ну и в должности, конечно, расти бы хотелось тоже. За два года тут зарплата очень сильно увеличилась».
Валентин Харитонов за два года из новичка дорос до старшего мастера-наладчика станков с ЧПУ. Грязинский завод выпускает сельскохозяйственную технику. Обеспечивает бороной и плугом аграриев по всей стране — от Ставрополья до Хабаровского края. Сейчас на полях в разгаре осенняя пахота, которая начинается после уборки урожая. Впрочем, спрос на продукцию Грязинского культиваторного завода обусловлен, конечно, не только сезоном.
Руководитель предприятия Александр Исаков:
«Фермер голосует рублем, и если в предыдущие года все привыкли, что российская техника была вдвое дешевле, чем импортные аналоги, то в этом году из-за падения курса валюты ценники практически сравнялись. Пришлось конкурировать не столько ценой, сколько качеством. Я думаю, основным преимуществом было то, что мы более гибкими оказались в этих сложных условиях с точки зрения производства комплектующих своими силами».
Грязинские машиностроители сейчас стали лидерами в России по отгрузке аграрной техники, обогнав ведущие мировые бренды. Частичная мобилизация завод не обошла стороной. Сотрудникам, призванным в армию, каждый месяц будут выплачивать по 50 тысяч рублей. Их семьям обещают поддержку в решении бытовых вопросов. Рабочие места за мобилизованными сохранят, такие гарантии сегодня дает законодательство. Специалистам подыщут замену лишь на время прохождения службы.
Руководитель государственной инспекции труда Липецкой области Ирина Кирейчикова:
«На период приостановки трудовых отношений работодатель может заключить срочный трудовой договор с другим работником, чтобы не останавливался производственный процесс. То есть этот нормативно-правовой акт, эти изменения в трудовой кодекс учли все интересы: и работников, и работодателей, и государства».
Интересы государства сейчас диктуют и новые направления деятельности. В прошлом выпуске мы привели несколько примеров, как люди по собственной инициативе шьют и вяжут для военнослужащих теплую одежду. Но такую же работу предприятия выполняют и по госзаказу. Так, фабрика во Льве Толстом наращивает объемы производства экипировки для наших бойцов.
Помимо камуфляжных комплектов одежды, швейная фабрика производит головные уборы, рукавицы, перчатки и багажные сумки для военнослужащих, нашивки и шевроны. Сейчас здесь трудятся около 50 швей. Пока в одну смену.
Глава Лев-Толстовского района Эдуард Брагин:
«К сожалению, есть кадровый голод. Руководством фабрики принято решение увеличить объем выпускаемой продукции и даже организовать подвоз работников, швей с других районов, чтобы была возможность обеспечивать качественной одеждой, формой вооруженные силы РФ. Руководство фабрики готово оказывать всестороннюю поддержку, тем более что уровень заработной платы считаю достойным, порядка 36 тысяч рублей».
А на уже упомянутом сегодня сокольском заводе делают трубы для городов Донбасса. В разрушенном неофашистами Мариуполе нужно восстанавливать сети водоснабжения. Липецкие трубы изготовлены из высокопрочного чугуна, такие прослужат более века. Технология уникальна для СНГ. Металлурги готовят к отправке в город у Азовского моря полкилометра коммуникаций безвозмездно.
Президент компании Игорь Ефремов:
«Монтируются две такие трубы за 9 минут между собой. А скорость сейчас — самое важное. Ну а потом с точки зрения противодиверсионной работы — наша труба очень надежная».
А еще экологичная и пластичная — это свойство демонстрирует гигантская пружина на демонстрационном стенде. В условиях жестких санкций металлурги увеличили объемы производства на 40%. Из-за сложностей с логистикой пришлось практически отказаться от поставок на экспорт, но растет спрос внутри страны. Так, например, в российских регионах сейчас обновляют сети водоснабжения в рамках федерального проекта «Чистая вода».
Генеральный директор компании Сергей Долматов:
«Обеспечены заказами до конца года и идет работа на формирование пакета заказов на следующий год».
Это лишь несколько примеров, характеризующих ситуацию на рынке труда Липецкой области. Если есть желание работать — безработным никто не останется. Другой дело, как ее найти. Кто-то банально стесняется прийти в центры занятости. Словосочетание «биржа труда» воспринимается нашими людьми, как нечто позорное. Бороться с предрассудками сложно, поэтому к решению вопроса с трудоустройством подключают и другие структуры.
Ксения Бецак:
«Решила обратиться сюда, чтобы найти свою работу. Меня сегодня проконсультировали, и теперь я знаю, что мне делать».
Студентке Ксении помогли с поиском работы в общественной приемной Дмитрия Медведева. Ее сотрудники также используют портал «Работа России», который вообще-то доступен для всех, но зачастую препятствием для соискателей становятся элементарная нехватка навыков для обращения с электронным интерфейсом. Еще одним пунктом решения вопроса трудоустройства становятся многофункциональные центры — недавно в Липецке открылся новый офис «Мои Документы».
Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов:
«Люди, которые сюда приходят, заодно могут получить консультацию по своей работе. Напомню — 23 тысячи вакансий и большие программы переобучения, то есть люди могут тут получить все консультации, и оформить документы. Я думаю, будет очень удобно тем, кто здесь живет».
В рейтинге злободневных проблем России безработица точно не значится. Но в плане обеспеченности работников особых, высоких квалификаций — вопрос не теряет остроты. Призыв в армию одного-единственного мастера своего дела порой способен всерьез осложнить производственный цикл целого предприятия. Объединение липецких бизнесменов обратилось за разъяснениями к представителям военкомата и трудинспекции: как строить дальнейшую работу в сложившейся ситуации?
Заместитель председателя правления регионального отделения РСПП Ольга Митрохина:
«Уникальные есть профессии, уникальные специалисты. Вообще для региона такая ситуация, что нехватка рабочих профессий. И когда мобилизуют таких сотрудников: что делать? Насколько можно получить бронь? Много получили ответов, много еще осталось вопросов. Много нюансов, даже, например, в оформлении приказов, распоряжений, всех тех документов, настолько важно, где стоит эта запятая. Потому что это ответственность работодателя».
Как мы уже не раз обсуждали, механизм мобилизации в России приходится отлаживать на ходу — откладывать запуск кампании было нельзя. А в процессе призыва обнажились проблемы, которые заметить раньше было невозможно. Многие вопросы требуют принятия новых законов. Этим сейчас заняты депутаты Госдумы вместе с министерствами и ведомствами.
Депутат Государственной думы от Липецкой области Михаил Тарасенко:
«В первые дни были допущены определенные нарушения со стороны призывных комиссий, военкоматов, когда с отдельных предприятий забирают людей так, что предприятия могли остановиться. И сегодня это поправлено. И, например, военком Магаданской области освобожден от занимаемой должности. Безусловно, нарушения могут быть и дальше, но они будут все корректироваться и поправляться. На это настроены депутаты Госдумы, на это настроена исполнительная власть».
В завершении напомним, что в ходе последней сессии областного Совета губернатор Игорь Артамонов проинформировал депутатов о мерах, которые принимаются в условиях режима повышенной готовности. Среди них — переход экономики на рельсы экономики мобилизационной. Стрелки переводить больше некуда — путь один. Всем знакомый с детства, как лозунг, теперь — руководство к действию. Все для фронта, все для победы.