Первые отряды мобилизованных липчан проводили в армию. Буквально на следующий день после обращения Президента к российскому народу. А уже в пятницу, 23 числа, стартовали референдумы по присоединению к России Донецкой и Луганской республик, а также Запорожской и Херсонской областей. Многие жители которых голосуют на территории нашей, Липецкой области — где нашли убежище от ужасов боевых действий.
«До утра обнимал жену. Потом сюда поехал. Стрелок, Семеновский полк. Ну долг зовет».
В четверг, 22 сентября, первый отряд мобилизованных липчан проводили в армию. Буквально на следующий день после обращения Президента к российскому народу. А уже в пятницу, 23 числа, стартовали референдумы по присоединению к России Донецкой и Луганской республик, а также Запорожской и Херсонской областей. Многие жители которых голосуют на территории нашей, Липецкой области, где нашли убежище от ужасов боевых действий. События развиваются стремительно. Ситуация больше никому не позволяет медлить.
Игорь Артамонов, губернатор Липецкой области:
«Мера вынужденная, другого варианта у нашей страны, очевидно, нет. Сегодня мы воюем не с Украиной, мы воюем с НАТО. Красные линии запад давно перешел, и всем очевидно, что для того, чтобы сохранить свой суверенитет, свою государственность, мы вынуждены не боятся, мы вынуждены защищаться. Уверен, что Липецкая область и представители, которые есть в зале, не подведут Верховного главнокомандующего».
Детали частичной мобилизации озвучил Министр обороны Сергей Шойгу. Призывать будут в первую очередь тех, кто состоит в запасе, имеет боевой опыт или военно-учетную специальность. Призыв не коснется студентов и тех, кто проходит сейчас военную службу на территории России. Мобилизация плановая, поэтапная. Военкоматы сейчас поднимают картотеки запаса, проводят оповещения тех, кто подходит под призыв. Мобилизованные сначала попадают в район формирования подразделений. Там они будут проходить дополнительную подготовку. Только после специального обучения их направят для контроля уже занятых нашими войсками территорий.
Валерий Герасименко, военный комиссар Липецкой области:
«Подготовка проходит в специальных учебных центрах или воинских частях западного округа. Все программы министерством обороны расписаны, думаю, кто служил в вооруженных силах, понимают, что такое курс молодого бойца, что такое боевое слаживание воинских подразделений».
В новейшей истории страны мобилизация объявлялась всего дважды — в 1914 году и в 1941-м. Оба раза — в разгар Мировых войн. Впрочем, то, что происходит сейчас, по вовлеченности государств мира, имеет немало общего. Но масштаб призыва в российскую армию все же несопоставим. Сейчас Министерство обороны рассчитывает пополнить ряды вооруженных сил на 300 тысяч бойцов. Заявлено, что это — 1% от общего мобилизационного ресурса.
Виктор Томилин, доктор исторических наук:
«В сравнении с периодом Великой Отечественной войны цифра небольшая. В общей сложности, за Великую Отечественную войну через армию прошло по одним данным — 33 миллиона, по другим — 36 миллионов человек, но характер войны изменился. И задача нашего командования заключается в том, чтобы максимально беречь людей. Решать задачи не любой ценой, а с использованием технических средств, наземных, воздушных».
Как бы ни были совершенны технические средства, ими все равно управляют люди. За семь месяцев специальной военной операции линия боевого столкновения растянулась более, чем на тысячу километров. За каждым таким рубежом — города и села. Этим и обусловлено решение о частичной мобилизации. Как подчеркнул Президент, сейчас на Донбассе, в Запорожской и Херсонской областях около пяти миллионов человек подвергаются постоянным артиллерийским и ракетным обстрелам.
Тамара Ларионова, беженка, жительница Мариуполя:
«Ну, каждый день, конечно! Каждый день… Вот вплоть до того, как уехали. А потом — сразу же выключили свет, там же не было жизни никакой».
Тамара Ларионова сейчас живет в пансионате «Клен», как и еще несколько сотен беженцев. Люди приехали из разных областей Украины. Кто-то — еще до начала СВО, кто-то — совсем недавно. Здесь их обеспечили всем необходимым — кормят, одевают, дети учатся в школе близлежащего Задонска, их на занятия возит специальный автобус. За новостями с малой родины, конечно, следят. Известия о референдумах ждали.
Анатолий Зуб:
«Эмоции переполняют. Референдум — это то, что народ скажет. Защиту очень большую мы получим и в то же время, все-таки, государство России — это мощь, как говорится, в мире и стабильность».
Валентина Харченко:
«На Украине уже жить было не возможно. Пенсии минимальные, работы нет».
Татьяна Полянская:
«Чем быстрей мы присоединимся к России, мне кажется, может быть и война закончится. Думаю так».
Александр Поденков:
«Он закроет эту мрачную страницу истории. 33 года, или сколько она там длилась. Вот ее надо закрыть, и опечатать. А дальше, дальше будем рассчитывать на светлое будущее».
На референдумы в четырех частях, скажем так, географической Восточной Украины — отвели 5 дней. Чтобы обеспечить права беженцев, голосование организовали и на территории российских регионов. В эту работу включена и избирательная комиссия Липецкой области. Те, кто проживают в «Клене» и «Лесной сказке», получили возможность сделать свой выбор прямо в пунктах временного пребывания. Или приехать на участки голосования в Липецк.
Жанна Которова, советник председателя Избирательной комиссии Липецкой области:
«По 26 сентября голосование будет проходить вне помещений для голосования. А 27 сентября голосование уже будет проходить в помещении для голосования. В Липецке будет работать 4 избирательных участка, где смогут проголосовать те, кто вынужденно покинули свои территории. Избирательная комиссия Липецкой области обеспечила все условия для безопасного голосования. Если у вас есть вопросы по организации референдума и участию в нем, вы можете позвонить по телефону 27-63-09».
До окончания голосования и подсчета результатов делать какие-то выводы неэтично. Но очень многие жители донецких республик и других территорий, над которыми Киев потерял контроль — уже давно сделали свой выбор. Так, летом, в день российского флага в Задонском районе 60 человек стали гражданами России. Получили российские паспорта и не скрывали эмоций.
Александра Скороходова:
«Восторг! Я очень давно хотела его получить, этот паспорт! — А возвращаться не планируете? — Нет! Не хочется. Скажу вам честно, я очень рада, что переехала сюда».
И все-таки стремление девушки Саши из Мариуполя — не самое распространенное. Очень, очень многие из вынужденных переселенцев — мечтают вернуться домой. Даже понимая, что возвращаться сейчас — некуда. Предстоит упорный труд по восстановлению разрушенных поселений. Липецкая область вовлечена в эту работу. В подшефный нашему региону Володарский район регулярно направляют стройматериалы, технику, специалистов. И все это приходится делать в условиях, максимально приближенных к боевым, причем в прямом смысле. Возвращаясь к тому, с чего начали. Среди пассажиров автобуса, увозящего защитников Родины на украинский фронт — не все явились в военкомат по повестке.
«Родина — главней всего! Есть такой девиз в ВДВ: Никто, кроме нас. Поэтому я здесь. Я ждал мобилизацию еще в апреле, как только услышал, сразу пришел на отборный пункт».
Защитники Родины, не сомневаемся, исполнят свой долг. Но и сами защитники нуждаются в защите — правовой и социальной. В областном совете депутатов еще в августе сформировали комиссию по выработке мер поддержки для участников СВО и членов их семей. Тогда о частичной мобилизации и речи не шло. Законопроекты подготовили и приняли на сессии на следующий день после решения о специальном призыве. Разумеется, это совпадение, но символичное. И с перспективой.
Дмитрий Аверов, председатель Липецкого областного совета депутатов:
«Сегодня прозвучала очень правильная мысль — что надо, конечно, расширять на всех участников СВО, вводить меры поддержки для этих людей, в том числе для тех, которые сейчас будут мобилизованы с территории Липецкой области и пойдут служить на территорию, где проходит СВО».
Территория, где сейчас проходит специальная военная операции, с большой долей вероятности уже через считанные дни может официально называться российской. Но это вряд ли скажется на стратегии действий противника. Впереди — борьба. Удачи и сил всем, кто борется со злом! Терпения тем, кто ждет своих защитников. Веры всем нам — в Победу. Нашу Победу.