Цвета сайта
Размер шрифта

Елецкие студенты реставрируют старинную икону XVIII века

В руки елецких реставраторов - студентов колледжа искусств имени Хренникова, попала старая икона – ее передал мастерам неизвестный мужчина. Оказалось – это один из старинных списков Елецкой иконы Божией Матери.

Икона конца XVIII века попала в руки реставраторов в плачевном виде. Образ едва угадывался под темным слоем олифы. Кропотливая работа – сантиметр за сантиметром - загрязнения убирают спиртом, и тут же протирают икону льняным маслом, чтобы не пересушить покрытие.

Ирина Семенихина, студентка 1-го курса отделения реставрации Елецкого колледжа искусств имени Т.Н. Хренникова: «На ней не было видно практически ничего. И вот вчера открылось название иконы, изображение Пресвятой Богородицы Елецкой. То есть, теперь у меня есть возможность найти сюжет этой картины и до конца её отреставрировать путем нанесения тонировок».

Процесс реставрации требует особых знаний и навыков. Как сохранить объект культурного наследия для будущих поколений, в Елецком колледже искусств имени Хренникова обучают третий год. Получить такую редкую специальность в провинции – большая удача. Ближайшие отделения реставрации есть только в Москве, Санкт-Петербурге и Суздале.

Людмила Лешкович, заведующая отделением реставрации Елецкого колледжа искусств имени Т.Н. Хренникова: «Реставратор, он должен попасть в любую манеру автора. Он должен знать очень много живописных стилей. И тут уже никак не обойдешься без нашего классического академического рисования. Он просто обязан очень хорошо рисовать».

Работают сейчас ельчане и над списком Казанской иконы Божией Матери из Тюртеньского храма Тульской области. Православную святыню в 30-е годы местная жительница спасла из-под колес телеги.

Татьяна Малышкина, студентка 1-го курса отделения реставрации Елецкого колледжа искусств имени Т.Н. Хренникова: «Здесь было очень много утрат. Сколы были, пришлось вот наращивать, шпонки шатались, была поедена жуком-точильщиком. Это очень большая ценность, и очень большая ответственность. Поэтому все стараюсь делать аккуратно и сохранить больше авторской живописи».

Сейчас на реставрации  десятки икон. Восстановить реликвии просят и священнослужители,  и простые жители, и музейные работники. Соблюсти историчность произведения искусства – сохранить подлинный стиль – одно из важнейших условий. Работа может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Людмила Лешкович, заведующая отделением реставрации Елецкого колледжа искусств имени Т.Н. Хренникова: «Когда начала работать с иконами, поняла, они – живые. У нас тут уже случаются чудеса. Одна икона у нас мироточила».

Главное, говорят реставраторы, работать с чистым сердцем. И не навредить. На языке специалистов -  законсервировать шедевр изобразительного искусства на долгие годы.