Быть или не быть? Вот в чем трамвай

1446
Анна Черкасова

«Вести-Липецк» попытались заглянуть в туманное будущее липецкого трамвая

Быть или не быть? Вот в чем трамвай

От промерзших деревянных кабин и трясущихся от холода водителей до самого востребованного городского транспорта, а потом на всех парах в финансовую яму. Такой путь проделал липецкий трамвай с 1947 года по 2019. Есть ли у городских поездов будущее, как складываются судьбы трамвайных сетей в других городах и как липчане пытаются спасти любимый транспорт — в проблеме разбирались «Вести-Липецк».

Программа обновления

Липецкий трамвай вымирает. Год за годом количество вагонов и километров путей сокращается. Однако совсем недавно появилась надежда на его возрождение. На сессии в городском совете председатель департамента дорожного хозяйства и благоустройства Николай Воронин представил депутатам «Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Липецка». Один из пунктов программы — развитие трамвайного движения. Безусловно, развитие любого транспорта требует серьезных вложений. Трамвайная сеть не исключение.

Городской трамвай можно любить или не любить, но сложно отрицать экологичность этого вида транспорта. Трамвай гибок — он может перевозить большое количество пассажиров, ему не страшны пробки, он мог бы стать отличной альтернативой для тех, кто не хочет терять время в автобусе в час пик на Петровском мосту.

Пока открыто обсуждать этот вопрос с прессой в администрации, а соответственно и в подведомственном ей «Городском электротранспорте», отказываются. Говорят, что говорить о каких-то конкретных решениях очень рано. Вопрос надо проработать и понять, как именно может развиваться городской трамвай, а главное — из какого бюджета все это будет спонсироваться.

Из истории трамвая

Действительно, вытащить липецкий трамвай из экономической ямы, в которую он попал, может только серьезное финансовое вливание. Однако в таком плачевном состоянии, как сегодня, «рогатый транспорт» был далеко не всегда.

Вагон Х № 1, июнь 1948 г

История трамвая в Липецке началась еще в послевоенном 1947 году. Первый трамвай прошел 7 ноября по маршруту «Тракторный завод — Спиртзавод». Протяженность линии составляла 7,4 км, а в трамвайном парке было всего 13 вагонов. Условия работы водителей, особенно зимой, были неимоверно тяжелыми. Смену, а то и две подряд, надо было отстоять в промерзлой кабине на ледяном полу. Отопления в кабинах не было, окна замерзали и покрывались инеем, их протирали мешочком с солью

ул. Фрунзе, 1967 г

За первый год работы, при выпуске 8 трамваев в сутки, было перевезено 209 тысяч пассажиров. Средняя скорость движения составляла всего 10 км в час. Затем начался золотой век липецкого трамвая. Спустя 20 лет количество единиц подвижного состава увеличилось до 154. За эти годы трамваи перевезли 46472,2 тыс. человек. Трамвай стал самым популярным видом транспорта в городе. К 1986 году общая протяженность трамвайных линий составила 108,5 км. На 14 маршрутах эксплуатировались 153 трамвая.

ул. Первомайская, 1976 г.

В девяностых все старания по развитию трамвая в Липецке потихоньку стали сходить на нет. Уничтожались маршруты, не обновлялся подвижной состав. Трамваи показались липчанам слишком громкими, поэтому пути постепенно убрали из центра и оттеснили на окраины города. В итоге количество трамвайных маршрутов сократилось до четырех. На линию выходят 30 вагонов в рабочие дни и 11 — в выходные.

На чужом опыте

Между тем, в других городах, где есть трамвайная сеть (а таких всего 63 на всю Россию), к своему городскому транспорту относятся по-разному и развивают (или нет) его тоже по-разному. Одни смогли создать из трамвая региональный бренд, к которому тянутся туристы, другие — уничтожили «рогатых» и горько об этом пожалели.

Санкт-Петербург

Северная столица в этом вопросе — ярчайший пример работы с концессионерами. Соглашение между Санкт-Петербургом и ООО «Транспортная концессионная компания» было заключено в мае 2016 года. Концессионер на 30 лет получил возможность пользоваться трамвайными путями Красногвардейского района, разрабатывать и внедрять новые маршруты и, конечно, получать доход от перевозки пассажиров, но в остальном это обычный трамвай со стандартными тарифами и сохраненными льготами.

фото: Транспортная концессионная компания

Компания запустила по четырем маршрутам «Чижиков» — скоростные трамваи нового поколения. Эти красавцы — самые длинные в мире трехсекционные вагоны в мире. У трамваев пониженный пол, что обеспечивает легкость посадки и выхода, а также делает доступным для маломобильных групп. В салонах установлены современные системы кондиционирования и обогрева, предусмотрены площадки для детских колясок и инвалидных кресел. Внутри каждого трамвая установлены информационные табло и аудио информаторы. Они сообщают о маршруте движения и следующих остановках.

фото: piter. tv

Сейчас городские власти и концессионеры обсуждают возможное сотрудничество и по другим районам. Старый трамвай, который раньше добавлял романтичности величественному Петербургу, теперь становится современным и комфортным транспортом, получая новый виток развития.

Волгоград

Волгоградский трамвай, а точнее метротам, — явление уникальное для России. Трамвайная система имеет элементы метрополитена и насчитывает 22 станции — шесть из них находятся под землей.

фото: regnum.ru

Журнал Forbes поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4 место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира. Сегодня скоростной трамвай проходит вдоль главной городской магистрали — проспекта им. В.И. Ленина, мимо всемирно известного ансамбля-памятника Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане и музея-панорамы «Сталинградская битва», Центрального стадиона «Ротор», Дворца спорта, Педагогического и Технического университетов.

фото: transphoto.ru

Таким образом, трамвай стал для города-миллионника не только удобным видом транспорта, но и популярным аттракционом, притягивающим туристов.

Воронеж

Опыт ближайшего соседа Липецка — Воронежа — поклонники городского трамвая часто называют антипримером. Огромная городская сеть с почти вековой историей была уничтожена в 2009 году с легкой руки горадминистрации.

фото: transphoto.ru

Тогда многие посчитали, что трамвай занимает полосу движения, которую можно отдать автомобилистам и автобусам. В этом воронежцы видели решение проблемы пробок. Трамваи и рельсы быстро продали, вот только пробки никуда не исчезли. Зато городские магистрали оккупировали разномастные маршрутные такси.

фото: uar-vrn.ru

Транспортный коллапс стал одной из самых больших проблем города. Для ее решения эксперты все чаще предлагают вернуться к рельсовому транспорту. Уже несколько лет ходят разговоры о строительстве метро. Однако сегодня эксперты научно-исследовательского и проектного института Генерального плана города Москвы, занимающиеся разработкой генплана Воронежа, предложили отказаться от метро и вернуть трамвай. По мнению специалистов, этот вид транспорта является более востребованным и компактным. Если в Воронеже создадут трамвайную сеть, ее ветки будут проходить приблизительно по тем же маршрутам, что и в советские годы.

Трамвай-звезда

Готов ли Липецк пойти по пути Воронежа — большой вопрос. Многие липчане с нежностью относятся к мини-«поездам», колесящим по городу. В соцсети «ВКонтакте» с 2008 года существует сообщество «Липецкий трамвай». Почти 900 человек по крупицам собирают информацию об истории любимого транспорта. В группе есть все: от фотографий вагонов, трамвайного юмора и творчества, вдохновленного трамваями, до видео о «внутренностях» вагонов и репортажей о трамваях разных стран.

Руководитель сообщества — Михаил Панов — настоящий знаток трамвайных «душ». Он учится в магистратуре и уже работает в Горэлекстротранспорте электриком. О трамваях может говорить часами.

Вы представить себе не можете, насколько многогранен трамвай. Одни заходят в группу, чтобы обсудить технические моменты, другим интересно посмотреть старые фотографии — вспомнить свое детство, старый Липецк, поностальгировать. Для молодежи — это возможность увидеть родной город таким, каким он уже не будет никогда. Трамвай всегда был важнейшей частью Липецка. Поэтому мы заинтересованы, чтобы он не исчез с его улиц.

В поддержку любимого вида транспорта липчане запустили флэшмоб «Липчане за трамвай». Горожане делают фото с вагонами и выкладывают их в соцсетях.

На данный момент трамвай — довольно спорный элемент городской среды. Для одних — безнадежно устаревший символ своей эпохи, для других — перспективное и удобное средство передвижения. В любом случае, будущее липецкого трамвая довольно туманно: «уедет» ли он вслед за троллейбусом навсегда из Липецка или вернет себе статус полноценного транспорта, мы узнаем уже в ближайшие месяцы.

Липчане забрали целых 42 президентских гранта
123

С победителями, которые получили поддержку, встретился гендиректор Фонда Илья Чукалин

Липчан приглашают за дарами осени
112

2 ноября развернется большая ярмарка

Липчане жалуются на некачественные детские площадки
99

Руководитель региона потребовал усилить контроль за подрядчиками

Улицу Верхняя Логовая перекроют для опиловки деревьев
119

Работы будут идти с 09:00 до 12:00

В Липецкой области уволенной сотруднице не выплачивали зарплату больше месяца
110

Прокуратура проверила школу Чаплыгина в связи с обращением ее бывшей сотрудницы

Липчане проверят свои знания о народах России
136

В регионе пройдет «Большой этнографический диктант»