Цвета сайта
Размер шрифта

Быть или не быть? Вот в чем трамвай

Анна Черкасова

«Вести-Липецк» попытались заглянуть в туманное будущее липецкого трамвая

Быть или не быть? Вот в чем трамвай

От промерзших деревянных кабин и трясущихся от холода водителей до самого востребованного городского транспорта, а потом на всех парах в финансовую яму. Такой путь проделал липецкий трамвай с 1947 года по 2019. Есть ли у городских поездов будущее, как складываются судьбы трамвайных сетей в других городах и как липчане пытаются спасти любимый транспорт — в проблеме разбирались «Вести-Липецк».

Программа обновления

Липецкий трамвай вымирает. Год за годом количество вагонов и километров путей сокращается. Однако совсем недавно появилась надежда на его возрождение. На сессии в городском совете председатель департамента дорожного хозяйства и благоустройства Николай Воронин представил депутатам «Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Липецка». Один из пунктов программы — развитие трамвайного движения. Безусловно, развитие любого транспорта требует серьезных вложений. Трамвайная сеть не исключение.

Городской трамвай можно любить или не любить, но сложно отрицать экологичность этого вида транспорта. Трамвай гибок — он может перевозить большое количество пассажиров, ему не страшны пробки, он мог бы стать отличной альтернативой для тех, кто не хочет терять время в автобусе в час пик на Петровском мосту.

Пока открыто обсуждать этот вопрос с прессой в администрации, а соответственно и в подведомственном ей «Городском электротранспорте», отказываются. Говорят, что говорить о каких-то конкретных решениях очень рано. Вопрос надо проработать и понять, как именно может развиваться городской трамвай, а главное — из какого бюджета все это будет спонсироваться.

Из истории трамвая

Действительно, вытащить липецкий трамвай из экономической ямы, в которую он попал, может только серьезное финансовое вливание. Однако в таком плачевном состоянии, как сегодня, «рогатый транспорт» был далеко не всегда.

История трамвая в Липецке началась еще в послевоенном 1947 году. Первый трамвай прошел 7 ноября по маршруту «Тракторный завод — Спиртзавод». Протяженность линии составляла 7,4 км, а в трамвайном парке было всего 13 вагонов. Условия работы водителей, особенно зимой, были неимоверно тяжелыми. Смену, а то и две подряд, надо было отстоять в промерзлой кабине на ледяном полу. Отопления в кабинах не было, окна замерзали и покрывались инеем, их протирали мешочком с солью

За первый год работы, при выпуске 8 трамваев в сутки, было перевезено 209 тысяч пассажиров. Средняя скорость движения составляла всего 10 км в час. Затем начался золотой век липецкого трамвая. Спустя 20 лет количество единиц подвижного состава увеличилось до 154. За эти годы трамваи перевезли 46472,2 тыс. человек. Трамвай стал самым популярным видом транспорта в городе. К 1986 году общая протяженность трамвайных линий составила 108,5 км. На 14 маршрутах эксплуатировались 153 трамвая.

В девяностых все старания по развитию трамвая в Липецке потихоньку стали сходить на нет. Уничтожались маршруты, не обновлялся подвижной состав. Трамваи показались липчанам слишком громкими, поэтому пути постепенно убрали из центра и оттеснили на окраины города. В итоге количество трамвайных маршрутов сократилось до четырех. На линию выходят 30 вагонов в рабочие дни и 11 — в выходные.

На чужом опыте

Между тем, в других городах, где есть трамвайная сеть (а таких всего 63 на всю Россию), к своему городскому транспорту относятся по-разному и развивают (или нет) его тоже по-разному. Одни смогли создать из трамвая региональный бренд, к которому тянутся туристы, другие — уничтожили «рогатых» и горько об этом пожалели.

Санкт-Петербург

Северная столица в этом вопросе — ярчайший пример работы с концессионерами. Соглашение между Санкт-Петербургом и ООО «Транспортная концессионная компания» было заключено в мае 2016 года. Концессионер на 30 лет получил возможность пользоваться трамвайными путями Красногвардейского района, разрабатывать и внедрять новые маршруты и, конечно, получать доход от перевозки пассажиров, но в остальном это обычный трамвай со стандартными тарифами и сохраненными льготами.

Компания запустила по четырем маршрутам «Чижиков» — скоростные трамваи нового поколения. Эти красавцы — самые длинные в мире трехсекционные вагоны в мире. У трамваев пониженный пол, что обеспечивает легкость посадки и выхода, а также делает доступным для маломобильных групп. В салонах установлены современные системы кондиционирования и обогрева, предусмотрены площадки для детских колясок и инвалидных кресел. Внутри каждого трамвая установлены информационные табло и аудио информаторы. Они сообщают о маршруте движения и следующих остановках.

Сейчас городские власти и концессионеры обсуждают возможное сотрудничество и по другим районам. Старый трамвай, который раньше добавлял романтичности величественному Петербургу, теперь становится современным и комфортным транспортом, получая новый виток развития.

Волгоград

Волгоградский трамвай, а точнее метротам, — явление уникальное для России. Трамвайная система имеет элементы метрополитена и насчитывает 22 станции — шесть из них находятся под землей.

Журнал Forbes поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4 место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира. Сегодня скоростной трамвай проходит вдоль главной городской магистрали — проспекта им. В.И. Ленина, мимо всемирно известного ансамбля-памятника Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане и музея-панорамы «Сталинградская битва», Центрального стадиона «Ротор», Дворца спорта, Педагогического и Технического университетов.

Таким образом, трамвай стал для города-миллионника не только удобным видом транспорта, но и популярным аттракционом, притягивающим туристов.

Воронеж

Опыт ближайшего соседа Липецка — Воронежа — поклонники городского трамвая часто называют антипримером. Огромная городская сеть с почти вековой историей была уничтожена в 2009 году с легкой руки горадминистрации.

Тогда многие посчитали, что трамвай занимает полосу движения, которую можно отдать автомобилистам и автобусам. В этом воронежцы видели решение проблемы пробок. Трамваи и рельсы быстро продали, вот только пробки никуда не исчезли. Зато городские магистрали оккупировали разномастные маршрутные такси.

Транспортный коллапс стал одной из самых больших проблем города. Для ее решения эксперты все чаще предлагают вернуться к рельсовому транспорту. Уже несколько лет ходят разговоры о строительстве метро. Однако сегодня эксперты научно-исследовательского и проектного института Генерального плана города Москвы, занимающиеся разработкой генплана Воронежа, предложили отказаться от метро и вернуть трамвай. По мнению специалистов, этот вид транспорта является более востребованным и компактным. Если в Воронеже создадут трамвайную сеть, ее ветки будут проходить приблизительно по тем же маршрутам, что и в советские годы.

Трамвай-звезда

Готов ли Липецк пойти по пути Воронежа — большой вопрос. Многие липчане с нежностью относятся к мини-«поездам», колесящим по городу. В соцсети «ВКонтакте» с 2008 года существует сообщество «Липецкий трамвай». Почти 900 человек по крупицам собирают информацию об истории любимого транспорта. В группе есть все: от фотографий вагонов, трамвайного юмора и творчества, вдохновленного трамваями, до видео о «внутренностях» вагонов и репортажей о трамваях разных стран.

Руководитель сообщества — Михаил Панов — настоящий знаток трамвайных «душ». Он учится в магистратуре и уже работает в Горэлекстротранспорте электриком. О трамваях может говорить часами.

Вы представить себе не можете, насколько многогранен трамвай. Одни заходят в группу, чтобы обсудить технические моменты, другим интересно посмотреть старые фотографии — вспомнить свое детство, старый Липецк, поностальгировать. Для молодежи — это возможность увидеть родной город таким, каким он уже не будет никогда. Трамвай всегда был важнейшей частью Липецка. Поэтому мы заинтересованы, чтобы он не исчез с его улиц.

В поддержку любимого вида транспорта липчане запустили флэшмоб «Липчане за трамвай». Горожане делают фото с вагонами и выкладывают их в соцсетях.

На данный момент трамвай — довольно спорный элемент городской среды. Для одних — безнадежно устаревший символ своей эпохи, для других — перспективное и удобное средство передвижения. В любом случае, будущее липецкого трамвая довольно туманно: «уедет» ли он вслед за троллейбусом навсегда из Липецка или вернет себе статус полноценного транспорта, мы узнаем уже в ближайшие месяцы.

На отсутствие горячей воды в Липецке чаще всего жаловались люди

ЦУР обработал 644 комментария за неделю

1,4 млрд на развитие электротранспорта в Липецке выделило правительство

Деньги нужны, чтобы завершить начатые проекты

Лучших дымозащитных пожарных выбрали на соревнованиях в Липецкой области

Победителей определили по количеству баллов

Главное CCXXXI: ПМЭФ с социальным акцентом

Объем инвестиций в регион превысил 76 млрд

Запретить прокат электросамокатов подросткам до 18 лет требуют в Липецке

Губернатор выдвинул кикшерингам ультиматум из трех требований

Выпускать врачей дефицитных специальностей планируют в липецком медвузе

В приоритете будут целевые места для региона