Цвета сайта
Размер шрифта

«Билет в будущее»: как в Липецкой области реализуют федеральный проект профориентации школьников

Интервью руководителя «Центра поддержки одарённых детей «Стратегия» Инессы Шуйковой и заведующей детским технопарком «Кванториум» Ларисой Дёгтевой. Ведущая — Лилия Карева.

— «Вести-Интервью» в эфире. Здравствуйте.
С подачи Президента России Владимира Путина в стране запущен новый проект по ранней профориентации школьников. Он получил название «Билет в будущее». В первом этапе программы должны принять участие около ста тысяч школьников, и проект будет обходиться в один миллиард рублей в год. Липецкая область вошла в этот проект. Что он несёт нашим школьникам: сегодня выясняем у Инессы Шуйковой — руководителя «Центра поддержки одарённых детей «Стратегия» и у заведующей детским технопарком «Кванториум» Ларисой Николаевной Дёгтевой.
 — Здравствуйте.
 — Здравствуйте.
 — Проект «Билет в будущее». Насколько, на ваш взгляд, он вообще важен, нужен был именно сейчас? И насколько актуальна вообще профориентация для детей шестого-седьмого класса?
 — Мы думаем, что это очень важно, потому что социологические опросы показывают, как ни странно, обратную корреляцию между возрастом и пониманием, какую профессию ты выбираешь.
 — То есть, чем раньше, тем лучше они это понимают?
 — Да. Поэтому уже с шестого класса целесообразно начинать профориентацию для того, чтобы ребёнок раньше задумывался о том, какой выбор он должен сделать.
 — А до сих пор профориентация в стране: на ваш взгляд, она есть или нет, и в каком состоянии находится?
 — Конечно, есть, и ещё прежде, когда мы сами учились в школе, естественно, была профориентация. Это были также и диагностики, только немножечко по другим моделям, когда мы пытались разобраться в себе, куда мы склонны. Это были экскурсии на предприятия, это были встречи с представителями производства, бизнеса и других сфер, где мы могли узнать о том, какую профессию надо выбирать.
 — Вы по своему опыту вспоминаете?
 — По своему опыту вспоминаю.
 — А как выбирали профессию? Если не секрет.
 — Знаете, мне повезло. Я всегда знала, что я хочу работать в образовании — это серьёзно.
 — Ну, это да. Эта профессия всегда у детей на глазах.
 — А вы как, Лариса Николаевна?
 — Честно говоря, я профессию выбрала случайно, и, наверное, мне бы профориентация не помешала. Хорошо, что с подругой решили прийти в наш Липецкий педагогический институт, а когда стала работать в детском технопарке, образование, конечно же, пригодилось.
 — Проект «Билет в будущее», профориентация. Как это всё будет происходить?
 — Уже происходило, потому что с 2018 года проект заработал в пилотном режиме. Пусть это пока не все регионы, пусть пока небольшое количество детей, но это некоторая проба, первый опыт. В 2019 году страна данный проект реализует в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка», национального проекта образования, и в этом году он будет уже более полномасштабен — и по количеству участников регионов в этом проекте, и по количеству детей, которые примут в нём участие.
 — Из каких этапов вообще проект состоит? Что будет происходить с детьми?
 — Этапа три. Первый этап — это диагностика: «Я хочу узнать, к чему я склонен? Я хочу знать, как я выбираю профессию?».
 — Технарь — или гуманитарий? Как минимум, да?
 — Ну, как минимум, да.
 — Второй этап — это профессиональные пробы, которые определяют склонность каждого отдельного школьника к конкретной профессии — возможность попробовать всё это своими руками.
 — Это проверка результатов теста такая, да? Практическая.
 — Это последствия теста. Одно дело, что даёт диагностика, а другое, естественно, что мы получаем на практике. И третий этап — это постпрофессиональное сопровождение, послепробное, если так можно выразиться, сопровождение. Это выстраивание индивидуальных траекторий для каждого ребёнка.
 — Ой, как вы сейчас красиво сказали. На практике, опять же, что это будет? То есть, это какое-то наставничество?
 — Ну, на практике, вообще-то, на третьем этапе мы должны сопровождать ребёнка. Показывать, где он может учиться, где он может работать, где он может пройти какие-то онлайн-курсы.
 — Что это?
 — Экскурсии на предприятия, всё, что угодно, там, где он может продолжить те рекомендации, которые ему дал тест. В нашем случае в пилотном проекте мы рекомендовали ребятам программы дополнительного образования по тем компетенциям, по которым проводили пробы.
 — И, кстати, очень прекрасное онлайн-сопровождение детей в плане профессиональной ориентации также даёт федерация, так называемый портал «Проектория». На портале «Проектория» на федеральном портале идут онлайн-уроки, уроки от профессионалов, тех людей, которые возглавляют крупные корпорации, крупные компании. Это встречи с возможностью задать вопросы, возможностью обсудить ту или иную проблематику. На этот портал могут зайти все желающие школьники России и в дальнейшем по расписанию посещать эти уроки в онлайн-режиме.
 — А расписание, опять же, на этом портале, наверное, есть?
 — Да. «Проектория».
 — Proektoria.ru?
 — Да.
 — Понятно. То есть, его можно найти, посмотреть и присоединиться к любому из этих уроков. Интересно.
Первый этап тестирования. Ну, насколько я посмотрела проект, он тоже делится на свои подэтапы. То есть, тестирование состоит из трёх шагов. Сначала детей проверяют на готовность. Готовность к чему?
 — Готовность к выбору профессии. Не каждый ребёнок готов, не каждый делает выбор сам. Поэтому основная цель этой диагностики, которая, кстати, была разработана в МГУ и прошла потом экспертизу в Министерстве просвещения, цель этой диагностики, действительно, развивающая. Не только показать ребёнку, к какой профессии, к какой предметной области ты склонен, а показать ему, насколько осмыслен выбор конкретной профессии, насколько он готов к этому выбору.
 — Заставить думать, наверное, вообще в этом направлении?
 — Да. Заставить понять, что ты делаешь для выбора данной профессии. Вот совокупность вопросов, которые вкладываются в понятие развивающей диагностики.
 — Да, развивающая диагностика тоже интересный термин. Даже если ребёнок в принципе об этом не думал, то, отвечая на вопросы, он что-то для себя…
 — Он, конечно, задумывается. Во-первых, он поймёт какие есть предметные области. Во-вторых, кто влияет на принятие его решения о профессии. В-третьих, задуматься вообще об этом, ну, и понять: если я хочу выбрать какую-то профессию, что я делаю для этого. Важно не только думать о том, что ты хочешь, но и делать что-то для достижения этого.
 — Это первый этап тестирования, да? Он поделен на какое-то определённое количество вопросов?
 — Да. Это блоки вопросов. На эти вопросы нужно отвечать.
 — А пройти эти тесты, опять же, можно любому желающему, или только в каких-то центрах специальных?
 — Вы стратегически хорошо задали вопрос, потому что в 2018 году можно было это делать, подключившись к проекту через школы, а в 2019 году Министерство просвещения планирует, что каждый школьник по своему собственному желанию может пройти такую диагностику на портале проекта «Билет в будущее». В 2018 году Управление образования науки Липецкой области подписало соглашение с Министерством просвещения, и мы стали поэтому участниками данного проекта: все школы, все желающие дети были через координаторов привлечены к диагностике. Теперь ситуация такова, что каждый школьник сможет сделать соответствующую диагностику.
 — А школа будет уже выступать в роли координатора фактически.
 — Координатором является Управление образования науки Липецкой области.
 — Я имею в виду нижнее звено. Чтобы вообще школьникам рассказать, что есть такой портал. И родителям, наверное, это не менее важно рассказать?
 — Вы знаете, первый этап теста как раз рекомендовали проходить именно в школе, для того, чтобы педагог рассказал, что есть такой портал, где ребёнок регистрируется, у него появляется личный кабинет, у него есть логин, пароль, и там он как раз проходит эти тесты, и получает какую-то рекомендацию.
 — А через родителей не эффективней это делать, на родительском собрании?
 — Рекомендация, что первый тест — только в школе.
 — Третья часть тестов на осведомлённость и сферу интересов. Какова сфера интересов и осведомлённость в рынке профессий у детей, которые уже прошли эти тесты?
 — Есть атлас новых профессий и, разумеется, каждый ребёнок, который поучаствовал в этом проекте, в иных других профориентационных проектах, понимает, что есть те профессии, которые по атласу новых профессий, разработанном в России, скоро исчезнут, зато есть новые профессии, которые появятся. Государство заинтересовано в научно-технологическом развитии, поэтому информированность школьника о современных профессиях, о профессиях будущего — это очень важно и своевременно, и в том числе в рамках этой диагностики школьники знакомятся с теми профессиями, о которых они, может быть, и не знали.
 — Я к тому, что для себя какие-то выводы те, кто проводил диагностику, сделали? Кругозор школьников сегодняшних, он каков?
 — В рамках этой диагностики школьники, безусловно, развивают свой кругозор.
 — То есть, это, опять-таки, развивающая диагностика?
 — Да, развивающая диагностика. Цель её — показать разнообразие профессий, которые ты можешь выбрать, и, может быть, познакомить впервые школьника с тем перечнем, который он ещё до этого не знал. И, как вы говорите, следствие того, что ребёнок действительно прошёл эту диагностику — это и выбор рекомендаций той профессиональной пробы, куда может ребёнок обратиться.
 — По итогам тестирования дают билеты на профориентационные мероприятия. И куда школьники потом с ними идут?
 — Вообще, любой ребёнок, который прошёл все три этапа тестирования — это было обязательное условие — может посетить профессиональные пробы.
 — То есть, вне зависимости от результатов этих тестов?
 — Вне зависимости.
 — Хочет — может идти?
 — Да. Любой ребёнок мог приехать. В нашем случае, мы подключили муниципальные районы, не только город Липецк. Ребята приезжали из Измалково, из Данкова, из разных сёл.
 — Здорово!
 — Всего у нас было одиннадцать муниципалитетов подключено. Двадцать два образовательных учреждения с нами работали. Они приезжали на профессиональные пробы. Что мы делали? Это шесть компетенций: это нанотехнологии, это робототехника, мобильная робототехника, графический дизайн, беспилотники, это аэроквантум. В этих направлениях мы работали. Наша задача была показать что такое эти компетенции, рассказать о них, какие профессии с ними сопряжены, показать, что это наше будущее, и мы должны этому учиться.
 — И дать попробовать что-то собрать.
 — Да, обязательным условием было выполнить конкретное практическое задание, примерить на себя эту профессию, погрузиться, а не просто лекцию послушать.
 — Например?
 — Мы конкретно давали задания. Если говорим о робототехнике, у нас было две площадки по робототехнике. Ребята делали мобильную тележку, делали устройство специальное, которое должно работать на складе, перемещать грузы, и таким образом ученик выступал оператором роботизированных систем.
 — То есть, он должен был её собрать и запрограммировать, чтобы она двигалась в нужном направлении.
 — Да. Если мы говорим о нанотехнологиях, то ребята выполняли специальные лабораторные работы. Одна из них, по кристаллизации, очень интересной ребятам показалась. Если это аэроквантум, то школьник себя чувствовал оператором беспилотных авиационных систем. И мы показывали те профессии, в которых будет это применимо.
 — Обратную связь вы какую-нибудь услышали?
 — Знаете, первая обратная связь была тут же, по месту этой профессиональной пробы. Потому что многие дети, особенно из сельской местности, из малых городов, может быть даже впервые, прикоснулись к той проблематике, которую им показывали взрослые, и поэтому действительно, у детей была благодарность. И я понимаю, что они задумались: а действительно, вот это моё или не моё. Это, наверное, самое важное.
 — Обратная связь. Замечательно!
 — Конечно.
 — Вообще, сама систем предусматривает анкету по окончании всех проб. Дети заполняют анкету: насколько понравилось, как с ними работал наставник, что нового они узнали. Это у них в личном кабинете, это их собственная информация.
 — Личное дело.
 — Да.
 — Понятно. В Липецкой области сколько школьников успели пройти программу?
 — Более пятисот школьников в 2018 году прошли.
 — На этот год какие-то цифры есть?
 — На 2019 год федерация планирует проект «Билет в будущее» сделать более масштабным. В феврале будет установочное серьёзное совещание всех регионов, и я думаю, что уже в феврале…
 — С цифрами определятся как раз.
 — Да. Мы уже сможем точно ответить на вопрос: каким образом будет развиваться проект? Какими будут площадки, какие будут привлекаться производства, организации бизнеса и профессионалы.
 — Завершающий вопрос. Как присоединиться к этому проекту? Как не остаться «за бортом», если кому-то — родителям, ученикам — интересно, на каком портале или в каких учреждениях за этим следить?
 — Я думаю, что надо следить на портале самого проекта «Билет в будущее», потому что каждый школьник сможет в девятнадцатом году профессиональную диагностику пройти. И уже на уровне федерации, на федеральном портале, будет формироваться список всех желающих школьников, которые могут потом пойти на профпробы.
 — То есть, задача родителей школьника найти портал «Билет в будущее» и, собственно, там пройти регистрацию и следить за новостями там.
 — Да.
 — Спасибо большое. Я надеюсь, этот проект у нас будет не менее успешным, чем проект кванториум, который так хорошо у нас работает уже не первый год.
Всего доброго.

Липецкие туристы по прилету домой должны сдать ПЦР-тест

Роспотребнадзор отнес поездки за рубеж к рискованной категории

У Центрального рынка выявили первых торговцев подснежниками

Липчанам-нарушителям напоминают о штрафах в 3500 рублей

В Липецке на площади Победы перенастраивают светофоры из-за пробок

На кольце образовались заторы после перекрытия полосы на время ремонта

В Липецке начали обновлять разметку

Эти работы обещают закончить к середине лета

Игорь Артамонов: Кто не справляется, должны покинуть место

Губернатор в отчете о работе за год упомянул ситуацию со школьным питанием

В Липецке с 17 апреля закроют автобусный маршрут 1Т

Автобусы №323 будут ходить до остановки «Улица Пришвина»