До сих пор еще остаются в больницах липчане пострадавшие в аварии на улице Катукова. ДТП с участием маршрутных автобусов произошло 25 июля, пострадало 14 человек, из них 13 — пассажиры автобуса ПАЗ. В соцсетях авария вызвала большой резонанс. Горожане обсуждают степень безопасности, комфорта и вообще необходимости ПАЗиков на маршрутах.
«Они как-то ездят быстрее. Мне кажется опаснее».
Любви к пазикам нет, но ехать вынуждены. Так можно в целом оценить отношение липчан к маленьким автобусам на городских маршрутах. С одной стороны — альтернатива большим автобусам. С другой — из четырехсот липецких маршруток — целых 58 марки ПАЗ. Один из них недавно стал участником резонансного ДТП на улице Катукова, со множеством пострадавших. В соцсетях жесткие оценки необходимости такого транспорта в муниципальных перевозках.
«Автобус ПАЗ морально устарел для городского маршрутного транспорта. Водитель едет в обнимку с двигателем который в жару делает условия для вождения невыносимые и вентилятор, вместо кондиционера, обдувающий как из печки. Трансмиссия работает прям как в сказке, каких только звуков не услышишь и скрежеты, и скрипы, и стуки и так далее».
«Долой ПАЗики с нашего города, в них не людей перевозить надо, а дрова».
Так называемые пазики выпускают с 1989 года. А разработали их еще раньше — в семидесятые. И с тех пор конструктивно они не сильно изменились. Как уточнили в мэрии, средний возраст городского автобуса марки ПАЗ — 8 лет. Тот, что участвовал в ДТП — 2016 года выпуска.
«Тесновато в них конечно. Вот такие надо, побольше. Ну и этот бензин, запах, там все вот это…»
«Большие более удобные, потому что там кондиционер сейчас стоит. В этих уже конечно летом жарко».
Отсутствие кондиционера — не единственная проблема. В пазике стоящим пассажирам буквально не развернуться, что уж говорить о часах пик. Между тем, такие автобусы до сих пор используют на семи городских маршрутах. Главный вопрос: почему?
Евгений Чекрыжов, председатель департамента транспорта администрации Липецка:
«Учитываем те пассажиропотоки, которые складываются на маршрутах. Исходя их этого, понимаем, какой подвижной состав по вместимости там должен работать и это является критерием. Нерационально использовать большой 12-метровый автобус с его расходами, где например пассажиропоток не позволяет его наполнять».
Как заверили в департаменте транспорта, автомобили марки ПАЗ полностью подходят для перевозки пассажиров. Каких либо ограничений или специальных требований к безопасности нет. Похоже, что такие ДТП, как на улице Катукова избежать можно только одним способом.
Евгений Ржевин, заместитель начальника управления ГИБДД УМВД России по Липецкой области:
«В первую очередь это конечно водители и работа с водителями, в том числе перевозчиков, чтобы водители на маршрутах непосредственно не допускали нарушений правил дорожного движения. В первую очередь все — дисциплина водительского состава».
С начала этого года произошло 27 ДТП с участием пассажирского транспорта — 4 человека погибли, 38 получили травмы различной степени тяжести. Из них по вине водителей автобусов произошло 7 аварий, 1 человек погиб. Это официальная статистика.
С середины июля липецкие перевозчики начали работать по новой контрактной системе, где детально прописаны требования к состоянию и оснащению муниципального транспорта. Ввели и систему штрафов за нарушение условий контракта.
«Суммы разные. Она считается от цены контракта. То есть если там цена контракта свыше 3 миллионов рублей — может начинаться от тысячи рублей».
Как уточнили в ГИБДД в нынешнем году было выявлено и оштрафовано за нарушения ПДД более 3,5 тысяч водителей автобусов. Это почти 20 нарушений в день.