Последние замеры, фиксация данных, чертежи. Группа археологов завершает свою работу на объекте. Никольский грунтовый могильник бронзового века изучен полностью.
Иван Цапаликов, археолог:
— Находок не особо много, но всё равно — тут ведь удовольствие получаешь от процесса и для науки это положительный момент, потому что мы понимаем, что данный памятник — его границы полностью оконтурены, завершены, и на следующий год можно уже осваивать что-то новое.
В этом году экспедиция длилась несколько недель, в целом исследования заняли 4 года. Хотя первые артефакты здесь найдены десятки лет назад — и не учёными, а крестьянами. Потом подключились историки, которые определили — 4,5 тысячи лет назад здесь уже была цивилизация.
Найти останки древнего человека — редкая удача, а вот фрагменты керамической посуды сохраняются лучше. Именно по ним, а также по орудиям труда и восстанавливают картину далёкого прошлого. Дальше учёных ждёт так называемая «камералка» — долгая работа по обработке полученных данных. А в лагере — заслуженный обед.
Екатерина Панасюк, участница экспедиции:
— Что сегодня на обед у археологов? Суп рассольник. У меня династия, скажем так, археологов. У меня мама археолог, поэтому я вместе с ней с детства катаюсь по экспедициям, и своего рода тоже причастна.
В таких отрядах далеко не все археологи, и даже не историки. На раскопках нужно много работать лопатой, а это по силам многим. Принимают всех желающих, кому интересно открыть места, где хранятся тайны и сокровища истории — открыть для всех, разумеется.
Мария Александренкова, младший научный сотрудник Государственного исторического музея:
— Абсолютно бессмысленно хранить какую-то вещь у себя под подушкой. Она не будет греть его. Наоборот, нужно вводить её в научный оборот, так, чтобы как можно больше людей узнало о ней.
Профессиональный праздник поставит точку и в полевом сезоне. А территория раскопок вновь станет частью обычного поля — культурный слой изучен, можно выращивать сельхозкультуры.