В поселке может и думать не думали, что так прозвучит именно это строение. Здание не назвать слишком приметным. В стороне от улиц, по которым ходят гости поселка. Оно из первого станционного комплекса. Построено в конце 19-го века. В 1897-ом на здании была установлена нивелирная марка и бывшая нефтекачка, и эта геодезическая отметка сумели вызвать волну общественного внимания.
Роман Барков, историк-исследователь геодезических знаков, член Санкт-Петербургской Ассоциации геодезии и картографии:
Что касается марок именно Министерства земледелия и государственных имуществ — в Тульской области не нашлось ни одной, в Рязанской области нашелся только фрагмент. Вот здесь марка оказалась практически целой. Такая уникальная марка, она на данный момент единственная сохранившаяся марка. Что важно, марка несет в себе отметку 100 и более — летней давности
Роман Барков отмечает не только историческую ценность геодезического знака. Сравнение таких отметок, объясняет он, позволяет оценивать вертикальные движения земной коры. И в этом смысле дает материал и будущим ученым. Он определяет и это здание, и нивелирную марку как технологические памятники. По его данным, геодезических знаков того периода сохранилось примерно 10 процентов.
Наталья Кочетова, учитель школы пос. Лев Толстой:
Каждую вещь, каждое здание нужно сохранять. Будет утеряно — мы будем жалеть. Как мы утеряли свою башню во Льве Толстом — это было событие — печаль была всех жителей поселка. Давайте предотвратим еще одну потерю.
Наталья Кочетова имеет в виду 2019-й, когда рухнула одна из исторических водонапорных башен. Не выдержали конструкции. Та башня, конечно, составляла туристический фасад знаменитой на весь мир станции. Защитники этого, куда более скромного строения уверены — важна вся историческая рамка. Функции этого здания, вероятно, трансформировались — на памяти железнодорожника Юрия Куликова тут отвечали за систему водоподготовки, за снабжение песком.
Юрий Куликов, житель пос. Лев-Толстой:
Без этой рабочей лошадки локомотивное депо бы не работало — оно бы не могло существовать, потому что это центр обеспечения жизнедеятельности локомотива. Любого, что паровоза, что тепловоза.
На двух языках, русском и английском — дети из местной школы делали этот свой проект. Учитель Наталья Кочетова его курировала. Школьникам принадлежит идея создать музей, который бы рассказал о рабочих и служащих железной дороги. Собирали информацию о станционных зданиях. Поселок начинался с железной дороги. Когда в чистом поле в конце 19-го века появилась станция Астапово.
Наталья Кочетова, учитель школы пос. Лев-Толстой:
Я думаю, железная дорога должна быть в первую очередь заинтересована. Что вот историческое ее прошлое сохраняется, у нас еще есть вот такие объекты.
Использовать здание в качестве музея предлагается и в тексте обращения, которое появилось в интернете. В нем призыв его сохранить. В том числе общественное движение Архнадзор уже обратило внимание на обращение защитников здания.
Роман Барков, историк-исследователь геодезических знаков, член Санкт-Петербургской Ассоциации геодезии и картографии:
Мы с коллегами собрали инициативную группу, в которую входят и градозащитники, и работники музеев, и работники культуры и искусства, и люди других специальностей. Всего нас 46 человек подписали обращение к руководителю ЮВЖД с просьбой сохранить это здание
Чем завершится общественная дискуссия? И каким будет официальное слово? Пока вопрос. Интересно то, как исторический след — для кого-то даже не очевидный — сумел объединить таких разных людей. В желании сохранить объект в статусе инженерного памятника.