Цвета сайта
Размер шрифта

Главное CXLII — Клиентоцентричный регион

Полина Трофимова

Липецкая область в тройке лидеров в цифровой трансформации

Липецк стал площадкой встречи специалистов, которые отвечают за реализацию планов по цифровой трансформации государственных услуг. Липецкая область в тройке лидеров в этом направлении. А что скрывается за терминами «цифровой»? Об этом — в новом выпуске программы «Главное».

Галина Кукушкина, директор УМФЦ Липецкой области:

«Время не стоит на месте. Мы понимаем, что живём в век цифровизации. И в ближайшее время будем получать услуги в одно касание».

В одно касание и в любое время, независимо от дня недели. Оформлять выплаты и пособия, услуги от различных ведомств в режиме 24 на 7. Дистанционно, по интернету. Такую задачу Президент Путин поставил в ходе прошлогоднего Послания Федеральному Собранию. И дал старт цифровой трансформации взаимоотношений государства и человека. Ведь по большей части, эти взаимоотношения касаются социальной сферы: люди платят налоги, за счет которых государство лечит, воспитывает, учит, селит, женит новых людей. В идеале — все должно происходить автоматически. На этой неделе Липецк стал площадкой всероссийской конференции, посвященной деталям прогрессивных технологий госуслуг. Ведь наш регион — клиентоцентричный.

Игорь Артамонов, губернатор Липецкой области:

«Нам кажется, что медленно мы начисляем социальные пособия. А мы это делаем быстрее всех в России. Понимаете? И как-бы многие удивляются, как мы оказываем услугу по пособию в такой срок. А нам кажется, что медленно жителям Липецкой области. Мы недовольны. Мы будем презентовать первый, ну, не теле, но МФЦ, в котором все можно получить без участия работника МФЦ».

Презентовали МФЦ-экспресс в четверг, 23 июня. Сразу после пленарного заседания конференции, которая собрала около трехсот человек. Включая заместителей руководителей нескольких министерств России. МФЦ-экспресс предназначен для пользователей портала госуслуг. Для посетителей оборудовали рабочие места с выходом в интернет. Человек может самостоятельно работать в личном кабинете. А если нужна помощь специалиста — он всегда рядом. Так, Вячеслав Стрельников пришел, чтобы зарегистрировать автомобиль.

Вячеслав Стрельников, липчанин:

«Я пытался через телефон, как-то вообще неудобно. Но прочитал, что в МФЦ можно сделать то же самое. Здесь и специалисты всегда подойдут, подскажут».

МФЦ-экспресс стал частью офиса «Мои документы» на площади Победы. Занимает отдельное крыло и, в отличие от привычного нам МФЦ, эта структура будет работать без выходных. И пусть пока не 24 часа в сутки, но значительную их часть — с 8 утра и до 8-ми вечера.

Ольга Белоглазова, вице-губернатор Липецкой области:

«Сейчас 12 консультантов. Но мы предполагаем, что в случае клиентопотока, мы обсуждали, это может быть в целом первый этаж. Задача наших девочек — это подсказывать и обучать. Клиент садится — они подсказывают, как провести ту, или иную услугу. То есть самое важное, что мы должны сделать, это передать на удалённый канал».

Вице-губернатор Ольга Белоглазова делилась планами по развитию нового экспресс-центра с заместителем министра экономразвития Алексеем Херсонцевым. Статс-секретарь Российской Федерации был хэдлайнером двухдневного слёта ведущих специалистов страны, вовлеченных в стратегию трансформацию сферы услуг. Цифровые технологии сегодня охватывают все сферы жизни. И это наглядно демонстрировали на конференции. Начиная с того, как участники делали фото на память в световом коридоре, заканчивая тем, что могли задать свои вопросы спикерам, отсканировав специальный QR-код. Точно так же, к концу 2023-го года, все жители страны смогут получать большинство государственных и муниципальных услуг не выходя из дома и круглосуточно.

Алексей Херсонцев, заместитель министра экономического развития Российской Федерации:

«Эта концепция должна объединить все федеральных ведомств и региональных властей, которые в последнее время делаются по повышению качества всех государственных сервисов по принципу, что в центре нашей деятельности житель, человек».

Липецкая область поделилась своим опытом, мы в тройке лидеров России по цифровой трансформации. Различные электронные сервисы помогают сделать жизнь липчан удобнее. Один из ярких примеров — мобильное приложение «Социальный контракт». Оно позволяет узнать условия участия в программе и отправить заявку. Полторы тысячи жителей региона уже скачали приложение.

Игорь Артамонов, губернатор Липецкой области:

«По многим направлениям мы идем впереди, вы видели. Это работа службы социальной помощи населению, это службы занятости населения, поэтому мы активно это все развиваем. У нас много своих собственных приложений и очень многое мы используем из того, что нам дают, внедряют наши коллеги из федерального центра».

Для получения услуг в электронном виде нужен доступ ко всемирной сети. Высокоскоростной интернет приходит сейчас в липецкие села, а до конца 2024 года им обеспечат и населенные пункты, где живут свыше 250-ти человек. Одни из самых востребованных — услуги Росреестра. Ведомство скоро перейдет практически на безбумажный документооборот. Сейчас регистратор тратит около 25 минут на обработку пакета по одному делу.

Елена Мартынова, заместитель руководителя Росреестра:

«И 6,5 минут из 25 минут в среднем уходит на сверку с бумажными копиями, на проставление штампов. Соответственно, мы будем экономить порядка 26% времени регистратора, что поможет нам и нашим пользователям. Клиенты будут получать услуги быстрее».

А следующий шаг — предоставление многих услуг, выплат — автоматически, на основании данных, которые уже есть в том, или ином ведомстве. Как подчеркнул на конференции Алексей Скляр, в будущем большинство выплат и других услуг люди должны получать проактивно. То есть даже заявления подавать не потребуется.

Алексей Скляр, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации:

«То есть выразив согласие на получение проактивных услуг. А если он по каким-то причинам не может в электронном виде выразить даже согласие на проактивное получение соцподдержки и других услуг, то должен иметь возможность сделать его законный представитель — опекун, попечитель. Например, если он в силу своего здоровья как-бы не может использовать электронный сервис».

Понятно, что для оказания государственных услуг в беззаявительном порядке, чтобы они охватывали всех граждан необходимы во-первых, подробные базы данных, во-вторых, цифровые технологии по их обработке. Откуда сервисные службы будут брать информацию, и обладаем ли мы нужным софтом? В Липецкой области работой в этих направлениях уже активно занимаются разные ведомства.

Евгений Павлов, управляющий отделением ПФР по Липецкой области:

«Пенсионный фонд, социальное казначейство берет на себя функции собрать документы с помощью автоматической системы СМЭФ. В текущий момент пенсионный фонд дорабатывает указанное направление, и прежде всего задача — снизить время, объем затрат, и своих, собственно, человеческих ресурсов для того, чтобы получить выплату, которая положена государством. В будущем мы берем на себя функции сообщить обязательно о том человеку, что он претендует на эту выплату, сформировав как-бы его социальный статус в данном направлении».

Ну а что касается программного обеспечения — руководство области неоднократно заявляло о том, что в регионе созданы благоприятные условия как для обучения, так и для работы айти-специалистов. Цифровая сфера гораздо приземленнее, чем ее принято воспринимать. Это и оплата банковской картой за проезд в автобусе, и электронные очереди в банках, и приложения вызова экстренных служб. Мы не говорим уже о промышленном производстве — честно говоря, увидев некоторые цеха преуспевающих предприятий в ОЭЗ, первое, на что обращаешь внимание — минимальное количество рабочих. Человекообразных роботов там тоже нет. Станки и агрегаты трудятся под незримым контролем оператора, или даже просто программы. Цифровые технологии «мэйд ин Липецк» уже применяют и в самых ответственных отраслях.

Сергей Курбатов, вице-губернатор Липецкой области:

«В Липецке есть достаточно серьезные айти-компании. Есть разработки в области айти решений для здравоохранения. В первую очередь, поддержка выражена в том, что мы обеспечиваем это предприятие государственным заказом, во вторую очередь — очень важно поставлять своевременно кадры. И здесь Липецкая область один из передовых регионов с точки зрения воспитания айти-специалистов. Это и охват начиная от школы и до аспирантов, есть полный охват и повышения грамотности, и в общем-то получения полноценного айти образования, которое позволяет работать».

И все-таки на конференции по цифровой трансформации госуслуг речь шла пусть о недалеком, но будущем. Что сейчас? Пока что проактивного начисления льгот нет еще ни в одном регионе страны. Липецкая область — не исключение. Для того, чтобы получить какую-либо из мер поддержки, человеку нужно заявиться. Вариантов, как это сделать — несколько.

Ольга Белоглазова, вице-губернатор Липецкой области:

«Самый простой и понятный — это портал госуслуг. Даже на соцконтракт мы сейчас подаем через портал госуслуг. У нас разработано мобильное приложение».

Галина Кукушкина, директор УМФЦ Липецкой области:

«Наша задача — быть проводниками между цифровым миром и нашими гражданами. Нами разработаны и видео инструкции получения данных услуг. На более массовые услуги прямо в точках общественного доступа находятся, размещены QR-коды для удобства, чтобы навести камеру мобильного телефона и не ища услугу в списке на портале госуслуг, тут же ее найти и подать документы».

Масштабная работа по обеспечению людей качественными государственными услугами началась 14 лет назад еще с создания в стране обширной сети МФЦ в рамках майских указов Президента. А сейчас липецкие офисы «Мои Документы""оказывают более 400 услуг, причем самого разного рода. Например, теперь липчанам в МФЦ помогают присоединиться к всенародному цифровому проекту «Лица Победы». Сотрудники центров помогают загрузить на сайт проекта фотографии и данные о героях. Так историю всенародного подвига и сегодня дополняют жители нашей страны. Создание суперсервисов, приложений и платформ для удобного, а главное, быстрого получения госуслуг — одна из новейших приоритетных задач государства. И сегодня Липецкая область по целому ряду направлений в этой деятельности занимает лидирующие позиции в стране.

Газовщики НЛМК первыми в России сдали отраслевой экзамен

В числе заданий были отбор проб доменного газа и проведение технологического процесса плавки

Детали для электробуханки УАЗ планируют производить в Липецке

В Крыму создают экспериментальное авто, испытания которого начнутся весной

МегаФон обеспечил связью самый высокий небоскреб в Европе

Специалисты разместили 25 блоков, 2213 антенн, 64 км радиокабеля и 4,5 км оптических линий

МегаФон улучшил качество голосовых звонков в мессенджерах

Оператор обеспечил максимальную четкость речи за счет ресурсов сети

Роботы МегаФона подберут абонентам совместимых операторов

Модель для более комфортного общения создадут в 2023 году

Семь сел Липецкой области подключили к мобильному интернету LTE

Доступ к сети получили около 6000 жителей