Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» с бумаги переносили на кинопленку, ставили спектакли, но выразить это великое произведение танцем впервые смогли артисты государственного театра танца «Казаки России». Идея липчан совпала с годом 110-летия Шолохова. Задумку поддержало и министерство культуры России. На реализацию столь масштабного проекта выделили федеральный грант 5 миллионов рублей.
С первых мгновений зрителей завораживает действие. События, произошедшие в прошлом веке, на сцене разгораются как пожар. Во время массовых сражений от шашек искры летят.
Идея спектакля на протяжении нескольких лет зрела у художественного руководителя ансамбля Леонида Милованова. Он перечитывал роман раз за разом, говорит, что нужно было все осмыслить, пропустить через себя, а еще, что немало важно, найти единомышленников. Для постановки он пригласил балетмейстера с мировым именем – Георгия Ковтуна.
Георгий Ковтун, режиссер-постановщик: «Для меня «Тихий Дон» – это библия казачества и, понимаете, поставить библию всю – это невозможно. Мы выбрали семью Мелиховых и сотворили некую историю, когда люди родились в одной системе, система менялась, и они не смогли прижиться в другой системе».
За два с половиной часа языком танца артисты смогли изобразить свадьбу, похороны, противостояние красных и белых… На примере одной семьи показана судьба всего казачества, которое подверглось в те времена настоящим репрессиям. Автор ввел в спектакль особый персонаж, которого нет в романе Шолохова – это образ самой смерти. Он появляется рядом с теми, кого ждет скорая гибель. Правда перед зрителем смерть предстает не в балахоне и пугает всех и вся - у этого персонажа иная роль.
Егор Иванов, исполнитель роли смерти: «Он - инструмент. Он просто работает. Ему дают команду, это не он там ходит все решает, а он тоже, ходит под богом, как и все они. Он такой разный: он и женщина, и мужчина, и ребенок, и где-то он жалеет их там, где-то, наоборот, глумится над ними всеми».
В спектакле, как в романе, органично уживаются любовь, ненависть, отчаяние и надежда – все это только усиливает война. Авторам удалось передать чувства, эмоции, душевные терзания героев.
Леонид Милованов, художественный руководитель государственного театра танца «Казаки России»: «Хореография – она потому и хореография, что она должна коротко, емко, но много рассказать. Здесь и классика – вы видите поддержки, здесь и современность, здесь есть и фольклор, и танцы, и свадьба, где поют песни, такой плач, когда ее выдают замуж».
Зрители затаив дыхание следят за тем, что происходит на сцене. Вот момент, когда погибает брат Григория, и он просто начинает «косить» врагов, хотя в тоже время понимает, что это его станичники, практически братья. Григорий падает на колени и плачет. Зал сопереживает несчастной Наталье. Сцена, когда Степан, узнав об измене своей жены - Аксиньи, избивает ее, а влюбленный в нее Григорий пытается защитить, поражает своей экспрессией.
Екатерина Голованова, исполнительница роли Аксиньи: «Все эмоции здесь – они какие-то гипер. Когда в нашей современной жизни плачешь, смеёшься, то здесь настолько все до глубины души, что даже передать сложно, если честно. Аксинья очень эмоциональная и такая же хореография очень экспрессивная, очень волнующая, широкая. Тело все болит. Локти, колени – все в синяках».
Работа продела колоссальная. Прежде чем приступить непосредственно к репетициям артисты прошли специальные курсы, причем не только актерского мастерства, с танцорами работали и профессиональные каскадеры. Спектакль полон сцен, в которых актерам нужны особые навыки, чтобы обезопасить себя и окружающих.
В зале аншлаг. Александр Беглов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, приехавший в наш регион с рабочим визитом не мог пропустить и столь масштабную премьеру «Донской легенды».
Танцоры настолько вжились в роль, что чувствуют себя один в один, как герои романа. Они уверены, что нельзя допустить хотя бы малейшего несовпадения, уж очень большая ответственность легла на их плечи – воплотить в жизнь «библию казачества».
Зал благодарил артистов стоя. Этот спектакль исполнен патриотизма, любви к Родине. Леонид Милованов признается, что мечтает поставить его на главной сцене страны - в Кремле.