Цвета сайта
Размер шрифта

В Ельце состоялся 31 открытый городской фестиваль «Играй, гармонь Елецкая!»

В гости к ельчанам прибыли десятки народных музыкантов, частушечников и инструментальных ансамблей. Любовь к гармошке собрала участников со всех уголков Липецкой области, а также Москвы, Воронежа, Тулы и Тамбова.

30 лет назад ельчанин гармонист Владимир Комаров задумался, как сохранить рояльную гармонь, продлить её жизнь как народного инструмента. Решил, что лучший способ – это устроить соревнование гармонистов. Первый конкурс прошёл к 40-летию Победы. Теперь фестиваль разменял уже 4-ый десяток.

Владимир Комаров, председатель жюри фестиваля «Играй, гармонь Елецкая!»:  «Ушли очень многие великолепные гармонисты, и был такой период, что она как бы начала сдавать позиции. Но вот сегодня, я смотрю, столько гармонистов, просто давно столько не было! То есть это живёт и развивается».

Год назад фестивалю «Играй, гармонь Елецкая!» присвоили имя Афанасия Ивановича Матюхина – елецкого гармониста, он был виртуозным исполнителем различных наигрышей на рояльной гармони, кроме того успешно ремонтировал этот народный инструмент. Сегодня его дело продолжают сын и внуки. Константин Матюхин – заведующий мастерской по ремонту и изготовлению елецкой рояльной гармони, профессиональный баянист. А вот самобытный народный инструмент начал осваивать не так давно. Жалеет, что в свое время не научился у деда.

Константин Матюхин, внук Афанасия Матюхина:   «Сейчас бы, конечно, он был бы здесь с нами, то я бы, наверное, каждый день часа по два находил бы, что бы с ним общаться. Вот именно, перенять его игру. Потому что с записи, это гораздо тяжелее всё это делать, чем при живом общении с рук».

Фестиваль показал, что гармошка сегодня  удел не только старшего поколения. Антон Паршин уже 7 год подряд занимает первое место в своей возрастной категории. Парень не расстается с гармоникой уже 10 лет, сначала играл на хромке, затем освоил и рояльную.

В ходе фестиваля на открытой сцене городского парка своим мастерством делились гармонисты, частушечницы и целые ансамбли. Недавно технология изготовления и сама игра на рояльной гармошке были включены в федеральный каталог нематериального культурного наследия. А такие музыкальные фестивали продлевают жизнь старинного самобытного инструмента, не обрекая его быть лишь музейным экспонатом.