Цвета сайта
Размер шрифта

Серебряный век русской поэзии в Липецке

Поклонники великой русской поэтессы Анны Ахматовой отметили ее 125-летний юбилей. В том числе, и в Липецке, куда недавно приезжала выставка из фондов Фонтанного дома – музея Ахматовой в Санкт-Петербурге. Серебряный век русской поэзии в Липецке – это не только личные вещи и документы поэтессы, но и особый лирический настрой высокой поэзии.

К Липецку Анна Ахматова имеет отношение через внучку своего третьего мужа – Николая Пунина. Именно она привозила для липчан экспозицию из фондов музея Анны Ахматовой. Она же принимала участие и в создании музея поэтессы в Фонтанном доме – он был открыт двадцать пять лет назад, к столетию Анны Андреевны. Это место сыграло огромную роль в поэзии Ахматовой. Здесь ее голос обрел подлинное поэтическое звучание. «Реквием», «Поэма без героя», пронизывающие строки о родине и о войне – все это было написано здесь. Анна Каминская прожила вместе с Ахматовой 25 лет. Была свидетелем ахматовского изгнания и взлета.

Анна Каминская, искусствовед (г. Санкт-Петербург): «Вы увидите уникальную вещь – и это благодаря Фонтанному дому, его сотрудники смогли привезти подлинную мантию Оксфордского университета, которой была награждена 6 июня 1965 года Анна Андреевна».

Фотографии Ахматовой, сделанные дедом Анны Каминской, также увидели липчане. Николай Пунин оставил около шестидесяти фотографий великой поэтессы. До 2000 года эти фотографии практически нигде не были опубликованы. На выставке в Липецке побывали портреты – Ахматову любили писать выдающиеся художники того времени. Модильяни, Альтман, Серебрякова.

Светлана Грушевская, куратор выставки (г. Санкт-Петербург):  «Знаменитый портрет Ахматовой работы Николая Тырса 28 года. Эта вещь действительно знаковая, она иконографическая, мы видим там знаменитый ахматовский профиль с ее челкой, она узнаваема и любима зрителем».

Сегодня коллекция Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме насчитывает около 50 тысяч экземпляров. Портреты современников великой поэтессы, машинописные листы со стихами Ахматовой и ее рукописной авторской правкой, воспетая Блоком ахматовская шаль. Этот нательный образок Николая Чудотворца 16 века, по легенде, был подарен Анной Ахматовой Иосифу Бродскому. Она любила делать подарки.

Анна Каминская, искусствовед (г. Санкт-Петербург):  «Для меня Анна Андреевна была чем-то неотъемлемым от моей жизни – мы ходили с ней гулять, я навещала с ней ее друзей, мы часто бывали у Гинзбурга, у Пастернака, у Чуковского Корнея».

Сама Анна Ахматова уверяла, что наша землячка, первая русская поэтесса Анна Бунина  едва ли не приходится ей прабабкой – «тетка моего деда», пишет она. На самом деле Анна Петровна была с ее прадедом в отдаленном родстве – через женитьбу брата. Но дед Ахматовой действительно гостил у нее в Петербурге. Сама Ахматова была в границах нынешней Липецкой области – приезжала в усадьбу Нечаевых-Мальцевых в данковском Полибино, поднималась на знаменитую Шуховскую башню.

Павел Матвиец, директор Липецкого областного художественного музея: «Ахматовой выпало жить в эпоху великих перемен и великого всплеска - Серебряного века,  в русской культуре.   Люди творили и жили на одном дыхании. Они были и оставались собой. Наверно, поэтому для многих из них жизнь сложилась так трагически – они пытались оставаться собой».

Поэзия Ахматовой – одно из тех больших явлений, которое связано с историей целого поколения. Весь путь от первой русской революции до Второй мировой войны, а это без малого сорок лет – описан ею в поэмах и стихах. В Фонтанном доме, знаменитом на весь Петербург Шереметьевском дворце, после расстрела первого мужа, поэта Николая Гумилева и ареста сына, в ее поэзии появился гражданский голос. Опасаясь репрессий, она не записывала поэмы, а заучивала их наизусть. Так сохранились «Реквием» и «Поэма без героя», тоже тесто сплетенные с петербургской – петроградской – лениградской – историей и судьбами.

Андрей Ломоносов, искусствовед:  «Очень приятно, что здесь  представлены портреты Ахматовой, причем очень высокого художественного уровня, ее окружения – то есть, лица эпохи».

«Суровая эпоха» Ахматовой вдохновила ее взять эпиграфом в «Поэму без героя» девиз с герба Шереметьевского Дворца – написанное на латыни «Бог сохраняет все». После расстрелов и репрессий ее родных и друзей она осталась одна – и писала за всех, кто не успел дописать…

«Златоустая Анна всея Руси» - звала ее другой великий поэт-современник Марина Цветаева. Поэтическое признание пришло к Ахматовой меньше чем за год  до ее смерти – в Италии и Англии она удостоилась высоких почестей. Теперь и Липецк может стать свидетелем подлинности и легкости ее строк – «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…».