Цвета сайта
Размер шрифта

Сенсационная находка, а за ней – история истинного патриота России

Сенсационная находка в Чаплыгинском районе. В селе Солнцево фундаментом одного из домов около века служило мраморное надгробие родителей  Дмитрия Иванова – первого директора Оружейной палаты Московского Кремля.  Этот человек возглавил легендарный музей в самое драматичное для отечественной культуры время и буквально спас множество уникальных предметов искусства.  Между тем, о частной жизни Иванова и его семьи сегодня известно мало. Находка в Чаплыгинском районе добавляет новые сведения.

Село Солнцево теперь место притяжения не только дачников, но и музейщиков. Предмет их научного интереса –  памятник, обнаружили который случайно. Во время ремонта фундамента старого дома строители вытащили каменный валун. Оказалось, это не что иное, как мраморное надгробие помещиков села Солнцева – действительного статского советника Дмитрия Иванова и его супруги Любови Бистром.

Светлана Макеева, директор Чаплыгинского краеведческого музея:  «Это село принадлежало Ивановым. В четырех поколениях они владели этим имением».

Неподалеку от дома старинная церковь. Скорее всего, там был  семейный склеп помещиков Ивановых, который, как и само имение, был разрушен во время революции. Старожил Мария Ивановна Кулечкова помнит, как прежние хозяева строили этот дом.

Мария Кулечкова, жительница села: «Церковь была под зерновой склад, и памятники были у церкви. И они взяли, перевезли их сюда».

Дмитрий Иванов и Любовь Бистром – родители выдающегося русского искусствоведа, который буквально спас после революции знаменитый музей «Оружейная палата». Дмитрий Дмитриевич Иванов получил блестящее образование,  он знал шесть языков.  Изучил собрания лучших музеев Европы, его публикациями по искусству пестрели международные издания. После революции Иванов мог эмигрировать из страны, но предпочел остаться на Родине. В 1918  году стал сотрудником подотдела столичной охраны памятников искусства и старины. Ему поручили опись усадеб. Иванов ездил по стране, стараясь уберечь от разграбления русские имения. Для этого он разработал основы перевода их в музеи.  В 1922-ом Иванов был назначен заведующим Оружейной палатой. Новая власть порой и в грош не ставила искусство, созданное в эпоху царизма. Многие предметы уничтожались, распродавались за границу. За музейные ценности приходилось бороться с риском для жизни, атаковать правительство письмами о высоком их значении, о необходимости сохранить их в национальном достоянии.

Светлана Макеева, директор Чаплыгинского краеведческого музея: «Ему удалось сделать очень много. Спасти много ценностей. Самые главные из них – это царские регалии, которые выставлены сейчас в Алмазном фонде Московского Кремля. И большинство экспонатов, которые сейчас представлены зрителям, спасены благодаря ему и его коллективу».

Но в декабре двадцать девятого Дмитрий Иванов был смещен с поста руководителя Оружейной палаты, а через год ушел из жизни. Спасая от расхищения лучшие усадьбы России, Дмитрий Иванов не смог сберечь свое родовое имение. Старинное зеркало, несколько предметов фарфора – это все, что есть сегодня в Чаплыгинском краеведческом музее из усадьбы Ивановых.

Ирина Карасева, корреспондент: «Село Солнцево и сегодня поражает своей красотой. Здесь остался каскад прудов и великолепная церковь, построенная в стиле позднего классицизма. Имение Ивановых считалось образцовым».

В барском доме теперь находится средняя школа. А этот найденный надгробный камень, стоявший на могиле родителей Дмитрия Иванова, музейщики планируют перенести ближе  к церкви – туда, где он прежде и находился.