19 января православные христиане отметят один из ярких и главных праздников зимы — Крещение Господне. Верующие с особым почитанием относятся к этому дню. И это не удивительно. Ведь в этот день вспоминается евангельский эпизод, когда Господь Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Крещение является важным праздником, поэтому его особенно встречали жители Липецкого уезда, а позже деревень и сел районов, вошедших в наш регион.
Вырубка «Иордани»
Крещение в деревнях нынешней Липецкой области сопровождалось исполнением святочных обрядов. В канун праздника соблюдался строгий пост, поэтому верующие не ели до первой звезды. Канун Крещения называли «свечками». В этот день, во время водосвятия деревенские женщины ставили к освященному сосуду обвитые цветными лентами свечи. Этот подчеркивало важность водосвятного молебна для крестьян.
Крещенская «Иордань» на реке Воронеж. С. Большая Кузьминка Липецкого района. 2016 г.
Однако главным народным обрядом Крещения считалась подготовка «Иордани», т. е. ритуальной проруби в форме креста или круга. Для этого мастера перед вечерним богослужением вырубали на застывшем водоеме углубление и лестницу. В деревнях Чаплыгинского и Хлевенских районов подготовка «Иордани» сопровождалась пусканием голубей, как символа праздника.
Затем вечером все жители деревень собирались в церкви и во главе со священником совершали крестный ход к водоему. Там возле вырубленной Иордани служили водосвятный молебен.
В.В. Сизов. В Крещенскую ночь у Иордании.
По народным поверьям, в полночь сам Христос купался на реке, поэтому в это время происходило движение воды, и слышался треск. С этого времени вода в реке становилась священной, и в течение недели запрещалось стирать там свои вещи.
Также существовало поверье, что Иисуса Христа, после купания надо обогреть. Так, например, в селе Волчье Добровского района крестьяне в крещенскую ночь специально жгли солому перед избами.
Обычай возведения специальных костров. С. Талицкий Чамлык Добровского района. 2016 г.
Освящение дома и скотины
Необычный обряд существовал в селах Тербунского и Становлянского районов. Там крестьяне после утреннего богослужения шли «освящать скот». Для этого глава семьи с миской освященной воды и соломенным кропилом обходил стадо три раза и кропил каждое животное. По поверью, это защищало скот от болезней и порчи колдунов. Также, кроме скота крестьяне кропили освященной водой дома и погреба.
Помеченная крестом дверь одного из домов. С. Ситовка Липецкого района.
Чтобы избежать сглаза и порчи крестьяне рисовали кресты на всех дверях дома. Так, в селе Малинино Хлевенского района, кресты изображали не только на дверях, но и на яблонях, чтобы те давали хорошие урожаи.
Гадание на суженого и смотрины
На Крещение люди могли найти своих спутников жизни. Так под праздник незамужние девушки гадали над кутьей, то есть рисовой или пшеничной кашей с изюмом и медом. Ночью гадальщицы вместе с мисками выбегали на улицу и бросали первому встречному в лицо кашу. Как зовут незнакомца, так будут звать будущего мужа.
Святочные гадания
Еще существовал более оригинальный вид специально крещенского гадания: в сочельник, после заката солнца, девушки выходили на улицу, брали скатерть за края и высыпали туда снег. Раскачивая скатерть, девушки проговаривали:
Полю, полю бел снег среди поля! Залай, залай, собаченька, дознай, дознай, суженый!
В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Если лай раздался хриплый, муж будет старым, а если звонкий — молодым.
А.П. Рябушкин. Русские женщины 17 столетия в церкви.
Также существовал обычай девичьих смотрин. Они проводились либо в церкви, либо на городской площади. Наряженные в лучшие платья будущие невесты становились в один ряд и пытались показать себя. Между ними проходили парни вместе с родительницами. Будущая свекровь рассматривала платье невесты и проверяла, холодны ли руки у нее. Если у нее они были теплые, то девица будет готова к суровой крестьянской жизни.
Главное фото: yandex.ru
Источники: К.Л. Иващенко «Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область»; А.В. Терещенко «История культуры русского народа»; И. Панкеев «Полная энциклопедия быта русского народа».