Липецкое еврейское кладбище на сегодняшний день окутано тайной. Именно здесь находятся старейшие могилы, датирующиеся серединой XIX века. Надписи на надгробиях в основном на иврите, поэтому о судьбах похороненных здесь людей известно мало.
Евреи пришли в Липецк еще в середине XIX века. Во время Первой мировой войны их численность в Липецкой области увеличилась за счет беженцев, которые мигрировали сюда из западных губерний. В 1910 году в городе проживало около 111 человек, а к концу 70-х их число возросло до 833.
Липецкий краевед Серафим Неверов в своих записках упоминал, что в начале XX века в Липецке и Ельце жили крупные евреи-купцы и ремесленники. По словам краеведа, именно один из них первым из липчан обзавелся грузовым автомобилем. Звали этого счастливчика Зиновий Шур.
Как кладбище оказалось у православной церкви?
Еврейское кладбище соседствует с православным некрополем у Евдокиевской церкви. Это свидетельствует о том, что народы Липецка жили мирно, и никакого антагонизма не было.
Председатель еврейской общины Наум Шахнюк рассказал об истории кладбища:
Это кладбище очень старое, появилось оно здесь тогда же, когда и первые евреи. Мы сами лично находили там древние могилы, которым около 140 лет.
Когда-то очень многие евреи работали врачами на Липецких курортах. На кладбище даже можно найти могилу одного из них — доктора Кенделя.
Председателю общины не раз приходилось защищать кладбище от вандализма и осквернения.
Когда на площади героев начали строить большое здание, строительный мусор решили сваливать на территорию кладбища. Смотрители никак на это не среагировали. Тогда я пошел к хозяину стройки и сказал, что если мусор не уберут, то мне придется найти управу. Парень оказался адекватный, и вскоре оттуда весь мусор убрали.
Наум Семенович признался, что порой ему приходилось отстаивать даже православные могилы. Однажды он увидел, что у памятника Василию Быханову сломан крест, а само надгробие находится в разоренном состоянии.
Я пришел к Михаилу Гулевскому и сказал: «Я хоть и иудей, но смотреть на это не могу. Там лежит почетный гражданин города Липецка, вы им гордитесь, назвали его именем парк. Как вы такое допускаете?». Мэр вызвал главного смотрителя, и затем памятник отремонтировали.
Чем на это ответили Липчане?
Разобрали ограду и оставили антисемитские надписи на надгробиях
Раньше вокруг кладбища было каменное ограждение, которое жители прилегающей улицы растащили для своих нужд. А несколько лет назад на отреставрированном надгробии кто-то оставил оскорбительные надписи.
Лет семь назад мы подняли разбитую на несколько частей могилу еврейского священника. Собрали ее, поставили на место, площадку зацементировали. А потом кто-то пришел и черной краской написал на ней антисемитские надписи. Мы стерли это, конечно. Возвращать ли кладбищу ограждение — мы не знаем. Боимся, что это спровоцирует людей на новый вандализм, — делится Наум Шахнюк.
Еврейская погребальная культура и легенда о курином жире
По обычаю, евреи хоронят своих близких максимально скромно. На могиле еврея редко увидишь роскошные памятники и ограды. У них не принято приносить на могилу цветы, продукты, алкоголь.
Об этом раввин Липецкой еврейской общины Шмуэль Штифель рассказал целую легенду:
В загробной жизни нет материального, там есть только духовное. На эту тему существует легенда о курином жире.
Однажды попал человек на остров, там он нашел множество золота, драгоценных камней и сказал: «Какое богатство!». Решил человек все собрать и отвезти домой. За день он сильно проголодался и пошел в магазин за продуктами. Когда он достал золото, чтобы расплатиться, над ним посмеялись и сказали, что здесь платят не золотом, а настоящей валютой — куриным жиром. Человек стал работать за куриный жир, в конце концов его дела пошли в гору, он купил себе большой холодильник, наладил целое производство куриного жира. Стал человек на этом острове самым богатым, а когда очнулся, прошло уже десять лет. Тут он понял, что ему пора домой, к жене и детям. Тогда он написал письмо, в котором сказал, что скоро приедет домой с богатством. Человек снарядил корабль, наполнил его доверху куриным жиром и поплыл на Родину. Когда он подошел к берегам, его встречало много людей, среди них была и его жена. Когда он подплыл на достаточное расстояние, все почувствовали ужасную вонь и разбежались. Осталась только жена, которая сказала: «Ты что, дурак? Куриный жир нужен, чтобы жить там, а здесь нужно настоящее богатство: золото и серебро».
Эта история символизирует наше видение загробного мира. Все материальное, что мы кладем в могилы своих предков — куриный жир.
По словам раввина, все, что нужно собрать человеку до смерти — это добрые дела. Именно о том, что хорошего человек сделал, чаще всего пишут на памятниках.
Покойников кладут в могиле таким образом, чтобы ноги были направлены в сторону Иерусалима, а надгробие, в отличие от православных, ставят у изголовья.
Глава общины рассказал, что руки, изображенные на надгробии священнослужителя — это особый символ. Именно таким образом он складывает пальцы, чтобы благословить человека.
Главное правило евреев — не трогать захоронения. Если человека хоронят, то его могилу никто не может тревожить даже спустя много лет.
Община собирается взять шефство над кладбищем и навести здесь порядок. К началу лета 2020 года раввин надеется найти помощь и восстановить разрушенные могилы.