В конце октября в Липецкий театр кукол с гастролями приехали артисты из Новосибирска. Среди показанных спектаклей особое внимание зрителей привлекла постановка по книге «Похороните меня за плинтусом». Она рассчитана на зрителей старше 16 лет. При этом в массовом сознании театр кукол — страна детства. Vesti-lipetsk.ru встретился с художественным руководителем Олегом Витальевичем Пономаревым и обсудил современные тенденции «взросления» репертуара. К слову, на сцене театра кукол идет восемь спектаклей, которые будут интересны старшему поколению.
Зрители часто воспринимают театр кукол только как детский, как привлечь взрослого зрителя?
Такой проблемы у нас нет. Наступает период, когда бывшие дети, которые ходили в наш театр, берут уже своих детей и снова приходят к нам. Потом они же приходят к нам на спектакли для более старшего зрителя. Приходит понимание, что театр кукол не только для детей.
На постановках для малышей взрослые сами окунаются в то детство, откуда мы все родом. Сложность в том, чтобы поставить спектакль для детей так, чтобы он был интересен и взрослому, который с ним пришел. Вложить в него дополнительный смысл. Когда меня спрашивают, для какого возраста вы делаете спектакли, я отвечаю — от 5 до 85.
На спектакль условно для взрослых часто приходят всей семьей. У нас есть пьеса «Поминальная молитва». Там поднимаются национальные вопросы, тема перемены в жизни людей после структурных потрясений государства. Взрослые приходят с детьми 10 лет. Они смотрят спектакль, и он им понятен.
Вы стараетесь расширить репертуар? Добавить в него больше серьезных постановок?
Сейчас есть тенденция спектаклей по Пушкинской карте. Это возраст от 14 до 20 с небольшим. В этот период идет процесс взросления. Мы хотим, чтобы это поколение не выпадало из культурного слоя. Подростки перестают смотреть и слушать бабушкины сказки, но сказки для взрослых они еще не воспринимают. Они считают себя уже взрослыми людьми, но на самом деле только готовятся к взрослой жизни. Этот переходный период надо не упускать.
Театр кукол — это такой мостик, по которому ребенок проходит путь от карапуза до человека, который увлекается театром?
Хороший театр работает над сохранением культурного кода в обществе. Таких, слава Богу, в нашей стране много. Театр всегда наблюдал за жизнью и аккумулировал изменения. Общество влияет на театр, и театр влияет на общество.
Дети, если не объяснять им серьезные вещи, могут быть очень жестокими. Все мы знаем фильм «Чучело» о стадном чувстве. Это рождается еще в школе и детском садике. Спектакль «Похороните меня за плинтусом» поднимает проблему системы воспитания — сломается или нет маленький человек.
Два года назад поставили пьесу «Каменный гость». Приходят школьники, которые изучают Пушкина. Там богатейший русский язык. Почему я приверженец старой классики? Потому что в XVIII, XIX и начале XX столетия у писателей особенно богатый язык. Сейчас он стал компьютерным и канцелярским. «Ок», «лайки», «вайб», «варик» — подростки так разговаривают, но упускают возможности русского языка. В нем много красок, тонких деталей, способов передать движения души. Мир движется вперед, с техническим прогрессом мы заимствуем иноземные слова. Если переусердствовать, мы начнем терять культурно-генетический код. Если уйти от классики, исключить произведения из программы, через 15-20 лет общество до неузнаваемости изменится.
фото со спектакля «Похороните меня за плинтусом»
Какой наш культурный код?
Он заточен на созидание, на сопереживание, на понятие справедливости, на то, что не надо наносить вред другому живому существу. Это все есть в наших классических произведениях.
Если мы уберем из искусства культуру, получится что-то искусственное, поверхностное. Превратится в «культурку». Есть произведения, которые заставляют глубоко посмотреть на проблему, и есть те, которые идут на потребу зрителя. К сожалению, когда человек прибивает причинное место к доске сейчас тоже считается искусством. Перфомансом. В Никарагуа, например, в качестве перфоманса в музее привязали собаку, и люди наблюдали, как она умирает.
Важно, чтобы люди не теряли богатство языка, восприятия мира, заповеди. У большинства такие перфомансы вызывают отвращение и желание тому, кто это придумал хотя бы дать в морду.
В некоторых детских спектаклях вы уже поднимаете серьезные темы. Например, в спектакле «Сонин секрет» про Великую Отечественную войну.
Разве маленькие дети их не понимают? Разве не задумываются о смерти? Ребенок все чувствует и понимает. Осознание того, что беда может произойти и с тобой, развивает сочувствие. Развивает личность.
Допустим родились маленькие котята, ребенок хочет их потискать. Мы говорим — осторожно, ты можешь их задушить. Он по-другому начинает к ним относиться. А если скажем, делай, что хочешь, можешь хоть утопить, чтобы они нам не мешали, он может это сделать, не задумываясь. Вырастет совсем другой человек.
фото со спектакля «Сонин секрет» Липецкого театра кукол
Чем театр кукол принципиально отличается от театра драмы?
Театр кукол разговаривает со зрителем на уровне предметов. У него нет языкового барьера. Его поймет человек любой национальности и любого возраста. Так же как без слов понимают пантомиму.
Сам предмет кукла может раскрыть те грани в человеке, через которые он будет познавать мир. Когда мы смотрим фильм, мы себя отождествляем с героем, живым человеком. Когда мы смотрим на предмет, мы себя с ним не ассоциируем. Воспринимаем как условность нашей жизни.
Мы воспринимаем куклу, больше как персонаж? У актера есть ограничения, это его внешность, а у куклы можно какие-то черты утрировать, показать ярче, так ли это?
Артист с опытом, жизненным багажом в 30-40 лет, может взять куклу Ромео. Он же помнит свою юность. В театре драмы он уже не будет играть 14-летнего подростка. Хотя бывает и играют. Но у зрителей не срабатывают нужные ассоциации, ведь они видят 30-летнего человека. Средствами театра кукол можно поставить любую историю. Артист с богатым актерским опытом может ярче показать переживания юноши.
В театре кукол можно ярче передавать образы?
Глубже. Можно использовать глубину артиста для образа, который бы он сам на сцене не сыграл. Карлика-Носа может сыграть живой человек. Актера можно выбрать среди людей невысокого роста с физиологическими особенностями. Также он должен быть в возрасте персонажа. В театре кукол же нам нужен актер, который ярко представляет и понимает образ. Для артистов это возможность развиваться профессионально. Им не нужно всю жизнь играть одно амплуа.
Каким вы видите театр кукол в будущем? Какие новые форматы могут появиться?
Театр кукол — прежде всего для детей от самого маленького возраста. Появляется такая тенденция как беби-театр, мама-театр.
Также театр кукол сейчас развивается для людей с ограниченными возможностями. Он помогает адаптироваться в этом обществе, и на них смотрят по-другому. В этом году наш театр выиграл грант на постановку с участием детей с ограниченным слухом. В октябре спектакль «Приключения лебеденка» сделали в школе №40. Через предметы и сказку ученики стали артистами. Зрители воспринимали их как обычных актеров. Дети с нарушениями слуха даже танцевали под музыку: они воспринимают ритм, видят движение. Для людей в зале это были не люди с ограниченными возможностями — они делают все то же самое, а что-то даже лучше.
Если говорить о форматах, есть много направлений кукольного театра. Больше всего известен ширмовой, где куклы на трости, но есть еще перчаточные куклы, марионетки, планшетки, паркетные, ростовые, есть уличные шествия с огромными инсталляциями. Какими средствами передать идею пьесы — выбор режиссера.