В областном художественном музее открыли выставку из фондов государственного музея Льва Толстого. Экспозиция рассказывает о дружбе великого писателя и художника Ильи Репина. Именно его кисти принадлежат самые известные изображения классика. Зрителям представлено 120 копий эскизов, живописных произведений, писем, дневников и фотографий.
Светлана Иноземцева, и. о. директора Липецкого областного художественного музея:
Можно много находить параллелей, но нужно сказать, что Репин, состоявшийся уже художник, дружил с Толстым почти 30 лет.
Писатель жил неподалеку от мастерской живописца и однажды сам пришел знакомиться. Толстой был старше Репина на 16 лет, они часто расходились во взглядах на искусство, но уважали творчество друг друга. Художник часто ездил в Ясную Поляну. Там делал много рисунков. Толстой пашет. Толстой пишет. Толстой созерцает и так далее.
Светлана Иноземцева, и. о. директора Липецкого областного художественного музея:
Вот он такой в домотканной рубахе. Как там, в описании есть? Штаны без фасона — такие порты крестьянские. И вот он ходит босым. Вот он соединяется с природой. Он в своих философских поисках. Там смыслы жизни и так далее.
Считается, что именно Репин создал тот визуальный образ, который вошел в сознание нескольких поколений.
Светлана Иноземцева, и. о. директора Липецкого областного художественного музея:
У нас теперь нет другого Толстого. Просто нет. Вот когда ты говоришь «Толстой», ты видишь работы Репина.
Ирина Карасева, корреспондент:
Изображения Толстого кисти Ильи Репина, как сегодня сказали бы, стали «мемами» еще при жизни писателя. Вот, например, обложка издания «Будильник». Писатель изображен пашущим землю. И подпись «Всякий по-своему забавляется». Здесь целая серия таких обложек. Это издание «Будильник» 1908 года. Здесь Толстой в еще более комичной виде — босой и с косой.
Сам мэтр к сатирическим рисункам в прессе относился скорее… философски. А Репин предложил тиражировать образы мастера. Так портреты автора эпопеи «Война и мир» появились на почтовых карточках и обертках шоколадных конфет. Удачный бизнес-проект.
Светлана Иноземцева, и. о. директора Липецкого областного художественного музея:
На тарелках, на ножах, где только не было Толстого. А Толстой говорит: «А пусть!»
Областной художественный музей добавил в экспозицию вещи из своих фондов. На полотнах липецких художников — станция Астапово, где остановилось сердце классика. А это работы Юрия Гришко — скульптурное изображение Толстого и Репина. Диалог таких масштабных фигур — подарок, который получило мировое искусство. И выставка позволяет глубже погрузиться в историю взаимного влияния.