Цвета сайта
Размер шрифта

Леонид Милованов: Умею держать удар

Когда все дети Советского Союза мечтали покорять космос, 12-летний Леня Милованов знал: он будет танцевать и обязательно создаст свой коллектив. Понимал и шел к своей мечте. 20 июля прославленный хореограф, создатель и руководитель театра танца «Казаки России» отмечает 70-летний юбилей. И кто сказал, что 70 это преклонный возраст? Кажется, что Милованов это сама жизнь. С детства он любит две вещи - танец и бокс. И сейчас он может встать в ряд со своими танцорами и дать гопака. А главное – умеет держать удар. Во всех смыслах.

 

 

Парадокс!

«У нас ни собственной сцены, ни зала, а мы существуем! Разве это не парадокс? Да еще и на кремлевской сцене осенью будем выступать! Покажем наш спектакль «Пугачевъ». Кто из липецких коллективов давал сольную программу в Кремле?»

Леонид Милованов с гордостью говорит о достижениях своего коллектива. Гордиться, безусловно, есть чем. «Казаки» блистали не только в России, им рукоплескали американцы и китайцы, испанцы и итальянцы, сербы и румыны, сирийцы и корейцы.  В наше время санкций и косых взглядов в сторону России искусство оказалось вне политики. Европейские гастроли выручали и в тяжелые времена, когда в родном Липецке «Казакам» объявили бойкот. Жизнь коллектива на долгие годы стала борьбой. Милованов вспоминает, как в один момент для него оказались закрыты все городские сцены.

Леонид Милованов: Умею держать удар — Изображение 1

Сцена из спектакля «Пугачевъ»

 

Творчество – дело семейное

Леонид Милованов  - коренной липчанин. Детство и юность прошли в доме на улице Гоголя. Жили Миловановы большой семьей: родители воспитывали четверых сыновей. Любовь к народному творчеству у мальчишек появилась еще в детстве.

«Я всегда восхищался тем, как отец играет на гармошке. У него была особенная манера – залюбуешься! Он хоть и самоучка, но профессионалам не уступал. Его постоянно приглашали на праздники, ни одна свадьба не обходилась без отцовской гармошки».

Неудивительно, что в семье, где звучит музыка, дети выберут своим делом жизни творчество. Да и родители поддержали такой выбор.

«С профессиональными коллективами в те годы была беда. В Липецке их просто не было. Где я только ни занимался, но преподаватели в кружках не давали того, чего хотелось мне. Зато родители давали нам полную свободу выбора. Поэтому после девятого класса поступил в задонское культпросвет училище. Я сам стремился получать знания, профессию, высшее образование – без родительской указки».

Время казаков

Леонид Милованов: Умею держать удар — Изображение 2Старший брат – Анатолий Милованов –  тоже связал свою жизнь с творчеством. Талантливый музыкант, он работал в Кубанском казачьем хоре. Зная, страсть Леонида к танцу, он рекомендовал брата на должность балетмейстера в хоре.

«Страшно было. Но, сами знаете, глаза боятся, а руки делают. Постепенно привык. Собирал фольклор по деревням, составлял танцы из кусочков, которые показывали местные старожилы. Такая работа требовала фанатичного отношения.  Пять лет отдал хору, потом работал в Ставрополе, но пришло время возвращаться домой».

В Липецк Леонид Милованов ехал с одной мыслью – хватит работать на других, пора делать свой коллектив. Для начала девяностых – идея, мягко говоря, амбициозная. Но в эту идею поверили ставропольские артисты, которые бросив насиженные места, уехали вместе с Миловановым работать над новым проектом. Артистам выбили старое общежитие на Соколе – с рушащимися стенами и убитой сантехникой. Ремонт делали своими силами. Одни, не выдержав условий, уехали, другие навсегда остались в Липецке и не прогадали.

«Мне говорили, как так ты будешь делать «Казаков России». Где Липецк, а где вся Россия? Но я был готов. Казаков в стране много, у всех свои коллективы. Но чтобы объединить всю казачью культуру в один, на это еще не решался никто».

Решительность и неутихающее желание удивлять зрителя сделали театр танца таким, каким сегодня его знают все: ярким, с фееричными номерами и великолепными костюмами. Каким сложным был путь и как непросто бывает до сих пор, знают только сами «Казаки» и их «атаман».

 

Нас бьют – мы летаем

«Ансамбль создали в 90-м году, а в 93-м я понял, что надо ехать на гастроли. И мы уехали в Испанию. Собирались на месяц, в итоге остались на три. Для испанцев казачья культура была чем-то невероятным, мы легко собирали залы. Для гастролей нужен был собственный транспорт. Кто-то сказал мне в шутку «Иди в банк и возьми кредит». А почему нет? Я взял 10 миллионов под залог квартиры. Жене не сказал: она узнала только, когда я уже выплатил всю сумму. Коммерсант я так себе: риски не просчитывал. Просто понимал, что это важно и нужно для становления».

Леонид Милованов: Умею держать удар — Изображение 3

С собственным автобусом начались гастроли по районам области. В девяностые редко где платили деньгами. В качестве платы за концерты могли дать корову, несколько палок колбасы,  мешки картошки или макарон. Все делили между собой, что оставалось, несли на рынок. Только так могли заработать на ткани и поездки.

«Мне одна знакомая говорила: «Леонид Петрович, чем тебе хуже делают, тем ты лучше раскрываешься».  Да так и есть. Я же спортсмен по духу, боец. Из любой сложной ситуации я должен выйти победителем. Вы мне проблемы создаете, а у меня азарт появляется. Это проявление мужского характера. Есть характер – делай, нет – бросай и уходи».

Леонид Милованов: Умею держать удар — Изображение 4

Постепенно дела пошли в гору. Ансамбль переквалифицировался в «театр танца», стали браться за масштабные постановки. Сейчас на их счету «Донская легенда» по «Тихому Дону» Шолохова и «Пугачевъ» по «Капитанской дочке» Пушкина.

Весь путь с Леонидом Петровичем прошла его супруга – Галина Милованова. Они познакомились еще во времена студенчества. Сейчас она руководит вокальной группой театра. Частью «Казаков России» стала и дочь Миловановых Екатерина. «Пугачевъ» - это ее самостоятельная постановка в качестве хореографа. Леонид Петрович доверяет ей как профессионалу и не вмешивается в репетиции.

Заветное желание

В день рождения принято загадывать желания. О своих собственных Леонид Милованов не рассказывает. Чего хотел – добился своим трудом и упорством. Сейчас сердце болит только за родной коллектив.

«Хочу одного, чтобы у моих артистов была достойная заработная плата и условия жизни. Наши ребята – большие труженики. У них постоянные репетиции, гастроли. Такой титанический труд должен оплачиваться».

Леонид Милованов: Умею держать удар — Изображение 5

Кроме того, худрук мечтает о собственном здании до театра. Сейчас «Казаки» готовят свои постановки на репбазе с небольшими залами, а главное – без сцены. Есть вероятность, что « здание бывшего кинотеатра «Октябрь» на площади Петра Великого. Но пока решение не принято.

В преддверии юбилейного концерта Леонид Милованов может позволить себе отдохнуть – артисты готовят для него большой сюрприз, поэтому не пускают на репетиции и держат все в секрете. Но как только юбилейные торжества закончатся, художественный руководитель и его любимый коллектив приступят к репетициям. Потому что сцена для каждого из них это жизнь.

Фото: архива театра танца «Казаки России»