Цвета сайта
Размер шрифта

Канал липчанина о фольклоре Липецкой области перешагнул отметку в миллион просмотров

Анна Черкасова

Владимир Юрьев рассказал о любви к народной музыке и забытых традициях липецкого края

Играть на гуслях, балалайке, гармошке и самодельной дудочке-жалейке, плести лапти и ткать пояса. Увлеченность артиста театра Владимира Юрьева фольклором Липецкой области выросла из простого интереса в одно из важнейших дел жизни. Свою любовь к народной музыке и традиционной культуре он транслирует на своем YouTube-канале «Фольклор Липецкой области». Каждый день здесь появляются видео с песнями и наигрышами, записанные в разных уголках нашего региона. Недавно канал перешагнул отметку в миллион просмотров.

От панк-рока до «Матани»

Владимир Юрьев — липчанин не по месту рождения, а по любви. Будущий знаток липецкого фольклора и ведущий артист академического театра Толстого родился в Барнауле. Всегда был окружен музыкой: еще в подростковом возрасте без какого-либо музыкального образования играл в панк-группе.

Как мог, так и играл, подбирал на слух. Все себе разобрали инструменты, а мне достались духовые. Что-то покупал, что-то делал сам, учился мастерить. Постепенно осваивал гитару, потом дело дошло до гуслей. Уехал работать в Бийск, и там уже учился играть на профессиональной флейте, кларнете.

Пока работал в бийском театре, исполнял и классику, и джаз, а в свое удовольствие наигрывал что-то традиционно русское. А потом на юбилее бабушки услышал, как она и три ее сестры на разные голоса исполняют прекрасные народные песни. Это стало одним из знаковых моментов в осознании того, что в жизни артиста театра должно быть место и для народной музыки.

Отвечая на вопрос, на скольких же инструментах он умеет играть, Владимир отшучивается — ни на одном. Может сыграть знакомую мелодию или разучить произведение по нотам, но так, чтобы несколько лет посвятить оттачиванию мастерства лишь на одном инструменте — такого в жизни фольклориста не было. Но несмотря ни на что, музыкальные инструменты как будто сами идут в руки и позволяют играть так, что душа радуется и у слушателя, и у самого исполнителя.

Канал липчанина о фольклоре Липецкой области перешагнул отметку в миллион просмотров — Изображение 1

Только в Липецке

В 2009 году Владимир с женой переехали в Липецк — прямо к началу театрального сезона — и влились в труппу академического театра им. Л.Н.Толстого. Липецк удивил нового жителя и сам предложил то, что просила душа сибиряка.

Пошел как-то в воскресенье на Центральный рынок за продуктами. Слышу — кто-то на гармошке играет, кто-то поет. Подошел посмотреть, что это вообще происходит. Оказалось, что люди каждый выходной просто собираются и в свое удовольствие играют «Матаню», «Барыню», поют частушки народные песни. Я же в Сибири такого не видел, да и вообще это уникальное для России явление! Раньше где-то было подобное, но сохранилось только здесь.

Народные музыканты легко приняли начинающего балалаечника в свой круг. А через некоторое время обстоятельства свели Владимира с фольклорным ансамблем «Воскресение», участником которого он стал спустя несколько месяцев. Тогда же и начались экспедиции по всем районам Липецкой области — за песнями, наигрышами, традициями и историями, которые обязательно нужно сохранить для потомков.

Канал липчанина о фольклоре Липецкой области перешагнул отметку в миллион просмотров — Изображение 2

Сохранить истории

Желание сохранять и создавать возникло не сразу. Оно пришло вместе с пониманием, насколько культура была важна для наших предков.

До меня на земле жили мои родные люди, которые сейчас в этой земле лежат. Они жили в очень тяжелые времена, но была культура, которая помогла им вынести все, что выпало на их долю. Представить страшно: войны, болезни, нищета. Но была и традиционная культура, которая стала ориентиром в этом мире. Помимо того, чтобы узнать имена моих родных, я пришел к тому, что хочу понимать, чем они жили, как мыслили.

Канал липчанина о фольклоре Липецкой области перешагнул отметку в миллион просмотров — Изображение 3

Понять другого человека по книгам невозможно. Нужно знать его историю. Именно возможность личного общения в большей степени толкает Владимира отправляться в новые экспедиции.

Иногда встречаешь людей, чьи истории уже не забудешь. Был в селе Воробьевка известный балалаечник Иван Иванович Плотников. Великолепный музыкант, один из лучших. В жизни хороший, веселый дед. Только жил один. Потом рассказал, что у него было трое сыновей. В девяностые годы все трое погибли. Жена не вынесла такого горя, остаток жизни провела в психиатрической больнице. Но его это не сломило. Приехал к нему как-то весной. А у его дома яблони в цвету, и сам он на крылечке сидит и собачка рядом. Гармония. И тут ты осознаешь, что за человеком и его любовью к музыке стоит судьба. Вот что по-настоящему ценно.

Канал липчанина о фольклоре Липецкой области перешагнул отметку в миллион просмотров — Изображение 4

Из своих экспедиций Владимир Юрьев привозит не только истории, народные песни и наигрыши. Общение с местными жителями это всегда возможность узнать о традициях и обрядах Липецкой области. Что-то осталось лишь в памяти старожилов, что-то соблюдается и по сей день.

Пурину жечь

Обычай «жечь пурину» — солому — до сих пор соблюдается в селе Талицкий Чамлык Добринского района. Проводится он дважды в течение Святок — накануне Рождества и Крещения. Смысл действа состоит в том, чтобы «греть пяточки покойникам». По поверью, в эти январские морозные ночи умершие родственники приходят к кострам, у которых собирается их семья, чтобы погреться.

С появлением на небе первой звезды жители села берут солому, ветки, дрова, иногда старые вещи, отходят на безопасное расстояние от дома и разжигают огонь. Детям могут дать в руки факелы. Семья становится вокруг костра, все вспоминают добрым словом умерших родных. Сами местные категорически против того, чтобы искать у этого обряда языческие корни. Говорят, что это все равно, что поставить свечку в церкви за упокой души.

Кстати, липчане говорят, что под Рождество таким образом «греют ножки Христу». В народном сознании образ ушедших на тот свет близких людей соединяется с образом Спасителя.

«Вдоль по морю, морю синему»

Песня «Вдоль по морю, морю синему» известна во всех уголках России. В зависимости от региона меняются детали, но смысл остается неизменными — по морю плыли лебеди, внезапно на лебедушку напал орел и растерзал ее. Песня считается хороводной, а вот в Липецкой области пелась исключительно на свадьбах. В Тербунском и Добровском районах она исполнялась «на вынос гусей» и сопровождалась игрой.

В определенный момент свадьбы, когда приходило время подавать птицу, женщины шли в чулан, где на деревянных блюдах уже стояли приготовленные гуси и утки. Бабы выносили блюда к столу под эту песню. На словах «Отколь ни взялся млад сизой орел — убил, задрал лебедь белую» мужики, сидевшие за столом, хватали вилки и пытались стащить у баб гусей. Те, конечно, укорачивались, как могли.

После того, как песня заканчивалась, блюда ставили на стол, и гости спокойно разбирали мясо по тарелкам.

Похороны русалки

Этот обряд существует в нескольких районах Липецкой области, в том числе и в Хлевенском. В селе Новое Дубовое «русалку хоронили» вплоть до 60-х годов прошлого века. Обряд совершался в последний день Русальной недели, наступавшей после Троицы. Считалось, что в это время русалки свободно ходят по земле и могут навредить живым людям. Поэтому нужно было изгнать нежить, чтобы не пугала и не пыталась защекотать и утащить к себе селян.

Местные помнят, девушки собирались и из соломы делали чучело русалки, рядили ее в одежду, украшали. Затем укладывали на самодельные носилки и несли ее в ржаное поле, голося и причитая. Там чучело «хоронили» - разрывали и разбрасывали по полю. Назад шли уже с веселыми песнями. Обряд заканчивался «поминками» — общей трапезой.

Подобный обряд соблюдался и в селе Сырское Липецкого района. Только здесь он имел несколько иную форму и проходил без поминальных рыданий и похорон. Действо называли «русалку водить». Однако самой русалки не было в физическом обличии: по селу ходили ряженые, пели песни, водили невидимую русалку. В Данковском и Добровском районах образ духа на себя примеряла взрослая замужняя женщина. Она надевала длинную белую рубаху, распускала волосы и в таком виде ее водили или носили по улицам. Обряд сопровождался песнями, плясками и другими забавами.

Мух-блох хоронить

В Хлевенском, Становлянском, Добринском районах дети 10-12 лет устраивали похороны для насекомых — мух и блох.

Под Семен день — вечером 13 сентября — подростки собирали в коробочки насекомых и всей гурьбой шли по селу. Могли изображать похоронную процессию: впереди шел парень постарше — он был в роли священника и что-то напевал на манер молитвы, сзади — голосящие. Останавливались у поля, где и прикапывали коробочки с мухами и блохами, приговаривая, чтобы те уходили из села.

Действительно, когда в каждом деревенском дворе держали скотину, мух было намного больше, чем в наше время. Осенью они больно кусались, что и стало мотивом для появления обряда

Курку молить

Еще один яркий обычай почитался в селе Куймань Лебедянского района. На День жен-мироносиц, второе воскресенье после Пасхи, замужние женщины собирались и устраивали праздник только для себя.

Это был день, когда замужняя женщина могла от души поразвлечься и подурачиться. Бабы шли по деревне, пели песни, могли взять с собой гармониста для пущего веселья, а могли и петь «на сухую» — без музыкального сопровождения. Веселье завершалось совместной трапезой.

Кстати, откуда пошло такое необычное название, и причем здесь курица, сегодня неизвестно.

Чередить на Петров день

Право «обрядово» похулиганить было не только у замужних женщин. В Воловском районе и некоторых других в ночь на Петров день, отмечаемый в середине июля, подростки объединялись, чтобы чередить - озорничать и шутить над соседями.

По своей сути, это нормированное хулиганское поведение. Мальчишки могли угнать телегу, перенести соседский туалет на другой конец деревни. И никто за них на это не ругался. Могли погрозить кулаком, но серьезно не воспринимали.

К сожалению, традиция, завязанная на молодежи, практически исчезла. Молодые люди стараются уехать их родных деревень в города, поэтому чередить сегодня некому.

Многие традиции Липецкой области, будь то обряды или народное творчество, постигает печальная участь — забвение. Люди уезжают из деревни в город, перенимая совсем другую культуру и забывая свою родную. Да и если остаются, не так часто вспоминают обычаи своих предков. Но традиционная культура все равно находит лазейку и пробивается через сердца таких энтузиастов, как Владимир Юрьев.

Что почитать на выходных: «Полуночная роза»

Сага с повествованием в двух временных линиях

Афиша Липецка с 23 по 24 марта: куда сходить и что посмотреть в выходные

Лучшие спектакли, концерты и выставки в подборке «Вестей Липецк»

Липецкие художники, экономисты, кондитеры и инженеры создали кукольную студию

Выставку этого года посвятили русской теме

Елецкие кружева презентовали на выставке «Россия» на ВДНХ

Дизайнерские наряды попали на подиум с модными брендами страны

Усадьбу Репец в Липецкой области будут восстанавливать при поддержке ВЭБ.РФ

Об этом в эксклюзивном интервью vesti-lipetsk.ru рассказал губернатор Игорь Артамонов