От Риги до Владивостока, а затем к самой северной точке Евразии - мысу Челюскин на вёсельной лодке. Рекорды нашего земляка до сих пор не побиты, а маршруты его путешествий никто не может повторить. В нашей рубрике "Имена и вехи" к 65 - летию Липецкой области - история отважного мореплавателя Евгения Смургиса.
Летом 1967 года к центральному пляжу города Липецка причалила весельная лодка необычной конструкции. Управлял ею Евгений Смургис - липчанин, который в то время работал учителем физкультуры в Пермской области. там ему и пришла в голову идея одиночного лодочного перехода в родной город. Он преодолел по Каме, Волге Дону и Воронежу четыре с половиной тысячи километров. И это было только начало.
В 70 е годы Смургиса все более манят сибирские реки: Иртыш, Оль, Енисей, Ангара, Амур. На лодке под названием МАХ-4, что значило "Махай в 4 весла" в одиночку он переплывает Байкал, выходит в открытое море на Охотском и Японском морях
Все путешествия Евгений Смургис совершает на собственные средства, зимой работал в строительстве - летом уходил в экспедиции. В середине восьмидесятых годов он решает отправится в кругосветное плаванье, на весельной лодке. Большая часть маршрута проходит по северным морям. Экспедиция стартует из порта Дикси летом 86 го и доходит до Диксона. В этих местах даже обычные суда перемещаются с помощью ледоколов. В 93 году из Мурманска Смургис доходит до Лондона, а затем отправляется в испанский порт Кадис. Казалось все опасности северных морей позади.
В Бискайском заливе у побережья Франции лодка Евгения Смургиса попадает в сильнейший шторм. Пустой Макс-4 прибило к берегу на следующий день. Тело путешественника обнаружили через неделю. Он похоронен в Липецке, на Косыревском кладбище. А лодка осталась монументом в морском музее Ла-Трамблада, во Франции недалеко от места гибели. Евгений Смургис дважды вошел в книгу рекордов Гиннеса - за то что обогнул на веслах мыс Челюскин - самую северную точку Евразии и за самый длинный переход по северным морям. Именем Смургиса названы улицы в Липецке, и Ла-Трембладе, а его достижение - 48 тысячи километров за 710 ходовых дней, до сих пор остается непревзойденным ни одним путешественником.