Виртуальная карта елецких наличников поможет гостям города сориентироваться в обилии деревянных орнаментов. Этот маршрут подарит настоящие открытия. Еще и потому, что вязь деревянной резьбы — это и шифр из знаков куда более древних, чем фактическое время постройки домов.
В путешествии по елецкой деревянной архитектуре будут поджидать и вот такие образы. Змей, если угодно — дракон, один из мотивов елецкой резьбы.
Денис Ляпин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и историко-культурного наследия ЕГУ им. И.А.Бунина:
Очевидно, здесь изображен дракон с иконы «Георгий Победоносец, поражающий змея». Но это странно и вопрос, который мы не можем не задать — почему отрицательный персонаж иконописного образа перекочевал на наличник. Вероятно, змей в сознании ельчан нес какую-то защитную, охранительную функцию.
Автор дал пройти по наличнику дождю, изобразив, вероятно, его капли. Добавил растительного орнамента. Выразительных персонажей поселил и внизу окна. И не оставил горожанам никаких сомнений, что это текст из тысячелетних символов.
Денис Ляпин:
Окно и вообще вот эта деревянная резьба — это не просто орнамент. Специально либо не специально — человек всегда изображал здесь мироустройство. Это верхний мир, это средний мир, это нижний мир. Вкладывали ли создатели резьбы такой символизм — мы не знаем. Может быть, он просто копировал ту традицию, которая бытовала в той среде, где он жил.
Вот деревянный орнамент, в котором угадывается голова петуха — а в теле тоже что-то змеиное. Существо мастер поселил не только на оконный наличник — в виде подобных фигурок и кронштейны. Вот наличники с элементами объемной резьбы, вероятно, более древней, чем сквозная. А вот в доме обрамили окна вроде и лаконичным украшением, но как любопытно столкнули приемы.
Денис Ляпин:
Дубовые листики, или может быть листики какого-то похожего на дуб дерева. Это цветочек. И многочисленный водный орнамент, который представлен двумя встречающимися волнами. И неизменное такое восходящее солнце между двух волн. Мне кажется, что здесь мы видим подражание, копирование каменной архитектуры. Ну и с элементами барокко, которые еще остались.
Елецкие наличники и обнаружат в себе мифологемы и явят игру со стилями. То выдадут в себе барочные формы, то процитируют стройный классицизм. Все вместе делая из Ельца большой музей резных чудес. Проще открывать его для себя с виртуальной картой. На ней адреса домов и описание элементов резьбы.
Марина Молодых, главный архитектор Ельца:
Наличники вообще разбросаны по всему городу. И есть такие дома, до которых не только туристы, мне кажется, что и сами ельчане не доходили ни разу. И очень удобно смотреть, где сконцентрированы на карте, и можно самому простроить эти маршруты, как вам удобно. Мне кажется, это большой плюс. И если бы карты не было, то вряд ли кто-то до этих домов дошел бы.
Этот путеводитель по елецким наличникам будет дополняться. И возможно, присоединится аудиогид. Эта архитектура достойна не просто отдельных экскурсионных маршрутов, подчеркивают исследователи деревянного елецкого зодчества — они видят Елец городом, где это прошлое в дереве не просто есть — а действует и воздействует.
Денис Ляпин:
Мне бы хотелось, чтобы начался процесс по реплике, то есть по изготовлению таких же элементов своими руками. Чтобы подрастающее поколение, да и вообще все желающие, могли бы попробовать поработать руками, поработать теми инструментами, которыми работали наши предки в 19 веке. Чтобы тоже ощутить себя мастером. Ощутить себя создателем, а не потребителем.
Елец, как город не только особняков и блестящей религиозной архитектуры, но и деревянных узоров, еще только предстоит в полной мере оценить, считают краеведы. Этот орнамент на городской ткани, в котором обитает история культурной столицы региона.