Цвета сайта
Размер шрифта

«Гуляй народ — Масленица зовет...»

Как встречали Масленицу в Липецкой области

«Гуляй народ — Масленица зовет...»

С 24 февраля по 1 марта липчане отмечают один из самых ожидаемых и любимых праздников — Масленицу. И это неудивительно. Ведь в это время большинство людей с хороводами, песнями и плясками провожают зиму и встречают красавицу-весну. У праздника нет строго отведенного дня, но дату празднования этого события можно вычислить самостоятельно, отсчитав от даты Пасхи восемь недель. Масленица является одним из важных народных событий, поэтому к нему тщательно готовились жители Липецкого уезда, а позже деревень и сел районов, вошедших в наш регион.

Встреча Масленицы

Масленичную неделю обычно называют Сырной, так как в это время верующие могут есть молочные продукты и рыбу. Мясо в эти дни строго запрещается употреблять. Делается это для подготовки к Великому посту. Кануном Масленицы является церковный праздник — Вселенская или Большая родительская суббота. В этот день, как правило, верующие ходили в церковь и поминали усопших своих родителей. Также в память об умерших женщины начинали печь блины на пшенной муке или дрожжах.

«Гуляй народ — Масленица зовет...» — Изображение 1

В. Жданов. Ранним утром

Особо интересно происходила «встреча Масленицы». Встречали праздник сельчане по-разному. Так, например, в деревнях Долгоруковского района, в родительскую субботу жгли солому. Жители деревень Добринского района встречали Масленицу в понедельник, когда пекли блины. А в селах Лев-Толстовского и Лебедянского районов массовые гуляния начинались со вторника или четверга, когда обходили дворы ряженные мужчины и женщины.

«Гуляй народ — Масленица зовет...» — Изображение 2

Источник фото: yandex.ru

Массовые гуляния

На масленичной неделе существовали как предписания на определенные действия, так и запреты, в основном на любую работу. Так первые три дня недели крестьяне работали. Однако в четверг после обеда работать запрещалось: все рабочие инструменты выносились из дома и начинались масленичные гуляния. Считалось, если ты не встречаешь Масленицу, то тебя постигнет в ближайшее время горе. Поэтому народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам.

«Гуляй народ — Масленица зовет...» — Изображение 3

Г. Гукасов «Эх, хорошо»

Особо интересным развлечением в праздничные дни было катание на санях по селу. Для этого специально готовили лошадей: хорошо кормили, приводили в порядок. Затем всю упряжь украшали лентами и полотенцами. Катались в основном молодежь вместе с гармонистом. Дети, которые были смелее, цеплялись к саням. Этот обычай сохранился и в наше время в нескольких деревнях Добринского района.

«Гуляй народ — Масленица зовет...» — Изображение 4

П. Грузинский. Масленица.

Обязательно в это время и взрослые, и дети старались покататься на горках. Для этого с утра строили снежные горы в каждом дворе. Также во многих селах было принято устраивать карусели, называемые «катушки». В середине колеса вмораживался кол, который вставлялся в землю. Затем к колесу привязывали салазки, на которых катались люди. Смысл масленичных игрищ состоял в том, чтобы выплескнуть накопившийся за зиму негатив и разрешить различные конфликты между людьми.

«Гуляй народ — Масленица зовет...» — Изображение 5

Ф. Сычков. Катание с гор

Масленичные сватовства или «выкуп молодоженов»

«Гуляй народ — Масленица зовет...» — Изображение 6

В. Фаустов. Возвращение с ярмарки

В Масленичную неделю можно было не только повеселиться, но и найти свою будущую половину. Все масленичные обряды, по сути, сводились к тому, чтобы сразу после Великого поста сыграть свадьбу. Так, в деревнях вторник был день сватовства. Молодые люди украдкой приглядывались друг к другу: парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и гадали, кто же из них первым пошлет сватов. Также родители присматривались к будущим родственникам и в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем торжестве. Для этого сначала посылали «позыватку», который должен был пригласить семью, с которой хотели породниться. Если он приходил с отказом, то это означало, что они идут на «смотрины» к другим.

Те, кто сочетался браком, в эти дни посещали своих родственников и угощали вкусностями. В широкий четверг зять приходил к теще «на блины». Также он должен был сделать подарок теще: лапти, кусок мыла или грабли. Если ничего зять не дарил на праздник, то это считалось дурным тоном и в дальнейшем с родственниками жены портились отношения.

В некоторых липецких деревнях существовал интересный обычай «выкупать молодоженов». Так, в Добровском районе, родители жены приходили в дом к зятю «выкупать свою дочь». После этого дома устраивали праздничные посиделки, а затем молодые на санях ехали в гости к родственникам. Там они ночевали до воскресенья и к ним приходили свекор со свекровью, чтобы «выручить молодоженов». Смысл состоял в том, что разрешались конфликты в семье и налаживались отношения между родственниками.

Прощенное воскресенье

«Гуляй народ — Масленица зовет...» — Изображение 7

С. Кожин. Масленица. Проводы зимы

Кульминацией праздника было Прощенное воскресенье. В это время проходили кулачные бои, катания на санях. Бытует мнение, что в воскресенье повсеместно сжигали чучело в форме бабы, одетой в рваном белье. Однако это далеко не так. В некоторых деревнях Измалковского, Лебедянского, Становлянского и других районах жгли солому или старые вещи на льду реки. Крестьяне это называли «жечь хвост масленице». Этим обозначалось, что настает конец зимы и приходит весна.

Одним из важных событий последнего масленичного дня был ритуал «просить прощения». Сначала нужно было просить прощения у близких: жена у мужа, мать с детьми. Затем просили прощения у соседей и мимо проходящего человека. Были случаи, когда прощения у покойников на кладбищах. Например, жители села Сырское Липецкого района ходили на кладбище после Пасхи и на Прощенный день.

Друг у друга крестьяне просили прощения по двум причинам: первое — прощали нанесенные обиды за весь год, второе — прощались друг с другом на восемь недель до Пасхи.

Главное: Г. Егорова. Масленица

Источники: К.Л. Иващенко «Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область»; А.В. Терещенко «История культуры русского народа»; И. Панкеев «Полная энциклопедия быта русского народа».

 
Липчане серебряного возраста играют в крокет

Участники «Со-общества неравнодушных» устроили для горожан экскурсию в Нижнем парке

В Ельце проходит фестиваль имени Тихона Хренникова

Жителей и гостей города ждет 10-дневный марафон музыки

Финалистка «Евровидения» Дина Гарипова приглашает на елецкий фестиваль

В Липецкой области запланировано масштабное музыкальное событие

Театр Толстого показал липчанам эстафету эпох

Труппа отметила 100-летний юбилей с размахом

Липчане смогут увидеть пейзажи ветерана Великой Отечественной

Персональная выставка Виктора Слушникова откроется в Доме музыки

Липчан приглашают посмотреть работы художника с мировым именем

В областном центре открылась выставка Ильи Глазунова