Чудеса из бабушкиного сундука

Валерия Стрижевская

Как определить по внешнему виду, кто перед вами: крестьянка или дворянка? Девушка или женщина? Городская или деревенская? Народный костюм начала XX века мог рассказать о многом

Чудеса из бабушкиного сундука  — Изображение 1

Как определить по внешнему виду, кто перед вами: крестьянка или дворянка? Девушка или женщина? Городская или деревенская? Своими знаниями на этот счет поделились главный хранитель Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства Елена Дмитренко и старший научный сотрудник, мастер по романовской глиняной игрушке Елена Смолеевская.

Народный костюм начала XX века — это не просто набор предметов гардероба. По нему можно было определить социальный статус, возраст, семейное положение, а иногда и эмоциональное состояние человека.

В Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства можно увидеть подлинные предметы одежды, которые носили наши предки-земляки в конце XIX — начале XX веков.

Вообще, понятия «Липецкий народный костюм» не существует, так как основание области датируется 1954 годом. А ее города и села входили в состав различных губерний, таких как Тамбовская, Орловская, Курская, Воронежская. Поэтому костюмы соседствующих сел или городов могли разительно отличаться друг от друга. Конечно, многие костюмы близлежащих населенных пунктов «перемешались», так как многие люди, переезжая на другие местности, привозили с собой свои традиции. Все же, сегодня мы имеем возможность хотябы примерно представить, как выглядела жительница Чаплыгина или же Лебедяни в определенный период времени. Эта возможность появилась благодаря бабушкам, которые в свое время сохранили эти замечательные вещи и позволили переместить их в музей.

До наших дней дошли в основном только особенные наряды. Те, что надевались не часто — по особому случаю. Это, конечно, праздничные наряды, а также «горевые», или «печальные» костюмы.

Чем отличается сельский костюм от городского

Чудеса из бабушкиного сундука  — Изображение 2

Слева на фото городской костюм, справа — сельский костюм жительницы села Романово.

Городской костюм состоит из покупной, привезенной из-за рубежа ткани, которая отличалась особой легкостью. Деревенские же девушки создавали ткань самостоятельно на специальной прялке. Нити добывали из растений, преимущественно из льна или конопли. Верхнюю одежду делали из шерсти животных. Самодельная ткань хоть и выглядела грубее, но она была долговечной и прочной.

Времена меняются, но молодежь остается прежней. Юным девушкам всегда хотелось быть красивыми и яркими. Чтобы не отставать от городских модниц, сельские жительницы покупали ткань на ярмарках и маленькими кусочками аккуратно вшивали ее в кружево.

Каждый самодельный костюм — это произведение искусства. Он создавался годами. Порой, стежки на такой одежде не отличить от тех, что создает современная швейная машинка.

Как определить возраст человека по его костюму

Начнем с того, что молодые люди всегда хотели выглядеть красиво, выделяться, интересовать противоположный пол. Поэтому, чем моложе был человек, тем ярче и выразительнее он одевался. Эта черта касалась не только девушек, но и юношей.

Возраст девиц можно было также отличить по «поневе». Поневой называли элемент одежды, полотнище ткани, которое повязывали на талию поверх рубахи. Считалось, что чем крупнее клетка на поневе, тем взрослее была ее обладательница.

Девушку также можно было отличить от женщины по головному убору. Замужние всегда закрывали волосы полностью, так как волосам придавалось особое значение, они считались самой красивой женской чертой. Поэтому красоту женских волос мог видеть только муж.

Девушки «на выданье» могли красоваться, покрывая голову не полностью. Они носили в основном повязки, а платок могли вешать на плечо.

Чудеса из бабушкиного сундука  — Изображение 3

«Печальный» или «горевой» костюм

Так его стали называть, потому что такой костюм носили в период траура. Однако это не значит, что его надевали только по случаю чьей-то смерти.

Зачастую, «горевой» костюм надевали девушки перед свадьбой. Этот период был трауром по девичеству, ведь после свадьбы считалось, что девичья жизнь закончилась и началась жизнь замужняя.

Такой траур мог длиться до полугода, в это время девушка не ходила на праздники и хороводы, а активно занималась сбором приданого.

Чудеса из бабушкиного сундука  — Изображение 4

Почему сохранилось так мало мужских костюмов

Считалось, что мужские рубахи обладали мистическими свойствами. Когда в семье рождался ребенок, зачастую брали мужскую одежду, рвали ее на лоскуты и заматывали в такие «пеленки» новорожденного. Считалось, что ребенок таким образом получал дополнительную защиту.

Также части мужской рубахи часто использовали при лечении больных и раненных.

Чудеса из бабушкиного сундука  — Изображение 5

Чудеса из бабушкиного сундука  — Изображение 6

До наших дней почти не дошло цельных костюмов, предметы одежды из разных «сундуков» пришлось собирать в образы уже в музее. Многие шедевры рукоделия не удалось вовремя сохранить, но то, что осталось, еще долго может случить памятью о жизни и быте наших предков.

В Липецкой области на ремонт Дома культуры ушло 5 млн рублей

В злительном зале обновленного Дома культуры собрались зрители со всего села Стрелец

«Липецкая земля» получила престижную премию

Календарь событий покорил жюри

Липецкий совет ветеранов наградил клубы серебряного возраста

Подведены итоги смотра-конкурса клубов для старшего поколения муниципальных библиотек города

В Липецкой области выберут лучший спектакль года

В регионе проходит конкурс-фестиваль профессиональных театров

Работники культуры посоревнуются в профмастерстве

В Липецк приехали пять культработников, которые являются профессионалами своего дела

Народный актер из Ельца выйдет на большую сцену

В Липецком драмтеатре в спектакле сыграет победитель конкурса талантов