В автобусах областного центра сейчас можно встретить необычных контролёров – они не продают билеты, но считают пассажиров "по головам". Сразу три ведомства – городской департамент транспорта, автотранспортное агентство и областное управление потребрынка – проводят мониторинг пассажиропотока. Задача – определить реальную выручку перевозчиков, поскольку достоверные данные до сих пор есть только по безналичной оплате проезда.
После каждой оплаты за проезд специалист управления потребрынка делает пометку в ведомости – и в конце дня становится понятно, сколько пассажиров на маршруте расплачивалось карточками, сколько наличными. Труд кропотливый, но иначе получить достоверную информацию о выручке транспортников невозможно.
Наталья Киреева, начальник отдела по регулированию цен(тарифов) Управления потребрынка Липецкой области: «Весь коммерческий транспорт не оборудован специальным устройством, через которое проводятся наличные денежные средства. И поэтому наличные денежные средства не отражаются в отчетности»
По предварительной оценке управления потребрынка, «мимо кассы» прошло 19,5 миллионов рублей - это только за два месяца и по данным о 12 маршрутах. А всего их в Липецке 69! К мониторингу пассажиропотока подключилась и мэрия, и агентство автотранспорта. Введение транспортных карт не сделало систему оплаты за проезд полностью прозрачной, необходим механизм учета каждого пассажира – говорят эксперты.
Александр Алынин, председатель департамента транспорта г. Липецка: «в автобусах муниципального предприятия такой механизм уже реализован. То есть водитель нажимает на соответствующее оборудование, и наличная выручка регистрируется в системе»
С 1 июля частные перевозчики будут обязаны использовать он-лайн кассы и получателю услуги – то есть пассажиру - выдавать после оплаты чек. Расходы на оснащение автобусов такими устройствами в Липецкой области возьмет на себя региональный бюджет.
Антон Симаков, директор Агентства автомобильного транспорта Липецкой области: «Мы будем приобретать данные устройства, и передавать в безвозмездное пользование всем пассажироперевозчикам города Липецка. Как муниципальным предприятиям, так и всем частникам»
Пока же специалисты автотранспортного агентства рекомендуют пассажирам после наличной оплаты за проезд требовать у водителя билет. Это – не просто проездной документ, но и, по сути, страховой полис на случай происшествий в пути или ДТП. Транспортными картами сейчас пользуется свыше 70% липчан, и этот процент растёт, но в некоторых ситуациях все равно приходится платить «живыми» деньгами.