В России бунинские дни. В Год литературы - 145-летний юбилей большого писателя, нобелевского лауреата и нашего земляка

Жизнь без души пуста, а душа, в том числе и в классике. 22 октября весь литературный мир отметил 145-летие Ивана Бунина.  Большого русского писателя, нобелевского лауреата.  И нашего земляка.  На елецкой земле прошли детство и юность Бунина. Здесь формировалось его особое  литературное, поэтическое восприятие мира. Иван Алексеевич считал, что именно средняя полоса России, так глубоко запавшая ему в душу,  дала лучших русских писателей, а язык, прекрасный русский  язык, подлинным знатоком которого он был сам, по его мнению, зародился и постоянно обогащался именно в этих местах.

В Липецкой области,   бунинские дни сейчас  повсеместно  -  в музеях,  вузах, школах, библиотеках - звучит «живое бунинское слово». Студенты Елецкого государственного университета, носящего имя Ивана Бунина, решили пройти по улицам города как по страницам произведения знаменитого писателя - земляка. За основу прогулки по Ельцу студенты взяли рассказ Ивана Бунина «Поздний час». Он был написан 19 октября 1933 года. Будучи уже в эмиграции, накануне своего дня рождения, он создает произведение, в котором отразилось всё: и тоска по Родине, и воспоминания о бесшабашном детстве, о первой любви и отчаянное понимание безвозвратности прошлого. Мысленно Иван Бунин возвращается в Елец, город, где прошло его детство и юность.

Насколько современно творческое наследие Ивана Алексеевича Бунина, как созвучно оно нынешним поколениям обсуждали буниноведы  на международной научной конференции в Елецком государственном университете, носящем имя писателя-земляка. Эту тему в  своей книге исследует доктор филологических наук, профессор  Московского Литературного института имени Горького Иван Есаулов.

Иван Есаулов, профессор Литературного института им. Горького, г. Москва:  «Я думаю, он актуален в том смысле, что современная Россия должна выбрать путь,  мы  должны разобраться , так ли ужасна историческая Россия, как об этом долгое время писали в советских учебниках и потом, к сожалению, в постсоветских тоже. Какую условно Бунин изображал в первой половине своего творчества или же Россия такова, как она предстает в «Жизни Арсеньева»? Совершенно иная, и я склоняюсь к последнему варианту к тому, что Россия была именно такой, как понял мудрый поздний Бунин в «Жизни Арсеньева», как она предстает – исполненная поэзией, величием, силой, свободой. Есть русская Россия. И вот эту русскую  великую Россию и воспел Бунин в «Жизни Арсеньева», в своем главном произведении. И вот я  думаю, что следует таким же путём идти сейчас, наконец, и вспомнить о наших собственных корнях». 

Подробности – в видеосюжете  и выпуске «Вести-Липецк. События недели»