Цвета сайта
Размер шрифта

Генерал Харчевский – уникальный пилот и командир

На этой неделе Заслуженный военный летчик России Александр Харчевский простился со знаменем Липецкого авиацентра. Авиаторы во всем мире знают этого пилота, он прославился как не проигравший ни одного воздушного боя. В этом году Харчевскому исполнилось 65. Он уходит на пенсию по достижению предельного возраста нахождения на военной службе. И, кажется, что вместе с Харчевским уходит целая эпоха в российской авиации.

Шестьдесят пять Александру Харчевскому исполнилось 9 мая. Свой юбилей он отметил в полете над Красной Площадью российской столицы. Харчевский все последние годы участвовал в воздушном параде, который проводится в честь Победы в Великой Отечественной войне. Знаменитый ас неизменно сам вел липецкое «тактическое крыло» из 10 боевых самолетов. И, кажется, есть какой-то глубокий смысл в том, что день рождения Заслуженного летчика России приходится на День Победы.

Александр Харчевский, Заслуженный военный летчик России : «Это самый главный наш праздник. И самый любимый, потому что с ним связано столько любви к Родине, патриотизма, величия России».

С 1997 года Александр Харчевский руководил Липецким центром боевой подготовки летчиков. Конец девяностых — тяжелое время и для страны, и для авиаторов. Кроме того что не было горючего для полётов, сотрудникам центра не платили денежное довольствие. Перед Харчевским стояла задача не допустить развала. И он эту задачу выполнил. Добился, чтобы для сотрудников авиацентра начали строить жилье. Возобновилась научная работа в центре. А в марте двухтысячного года Харчевскому был доверен знаменитый полет по маршруту Краснодар-Грозный и обратно на истребителе Су-27 УБ, на борту которого находился тогда исполняющий обязанности Президента России Владимир Путин. Глава государства занимал место второго пилота, и в какой-то момент даже сам управлял боевой машиной.

За время службы Харчевский участвовал в сорока воздушных тренировочных поединках с пилотами США, ЮАР и Франции. И ни одного воздушного боя он не проиграл. Много лет Харчевский возглавлял пилотажную группу «Соколы России». В свои годы Заслуженный военный летчик России выполнял на самолетах Су-34, Су-30СМ и Су-35 такие воздушные кульбиты, которые далеко не всем молодым пилотам по силам.

Александр Харчевский, генерал-майор, начальник Липецкого авиацентра (2010 год): «Один философ сказал: небесная правда, или законы небесной правды противоречат земным законам, законам, которые на земле, потому, что в воздухе, там некогда думать о своих земных заботах и всё остальное. Там — настоящая работа».

И вот пришел момент, когда легендарный летчик уходит в отставку. У военнослужащих есть трогательный ритуал, когда командир прощается со знаменем части. Церемонию провели прямо на летном поле. Здесь собрались сослуживцы Александра Харчевского, представители Главного штаба Воздушно — космических сил России, руководители Липецкой области.

Александр Никонов, заместитель главы администрации Липецкой области: «Александр Николаевич человек, конечно, уникальный. То, что он 47 лет в армии, в воздухе, то, что он освоил за эти годы более 10 типов самолетов, тысячи часов налета, говорит о том, что таких примеров, пожалуй, ни в России, ни в мире не найти».

Новый начальник авиацентра, генерал-майор Сергей Кобылаш отметил, что после Харчевского руководить ему здесь будет непросто, но он с удовольствием принял эту должность и постарается преумножить тот потенциал, который наработал авиацентр под руководством Александра Харчевского.

Сергей Кобылаш, Герой России, начальник Липецкого авиацентра: «Мы думаем, что весь личный состав, я лично, не подведём Александра Николаевича. Он будет нашим почетным гостем, будет входить в ветеранский наш совет. И мы будем прислушиваться к его советам потому, что у него самый большой опыт летного состава истребительной авиации ВВС не только России, но и всего мира. У него выслуга лет, если брать в льготном исчислении 89 лет 9 месяцев».

Сам Александр Харчевский отметил, что самым главным счастьем для него всегда было летать. И даже в свои 65 он чувствует в себе ещё много сил.

Александр Харчевский, генерал — майор, Заслуженный военный летчик РФ: «Я сейчас умом и разумом понимаю своё состояние, но когда ты здоров, ты ещё можешь владеть самолётом в полных возможностях, душа и сердце, как бы, не на месте».

Но, уйдя в запас, Харчевский не планирует расставаться с профессией. И, коль уже нельзя летать, он хочет продолжить заниматься научной деятельностью, чтобы реализовать свои наработки, которые из-за занятости до этого просто не успел воплотить в жизнь.