На этой неделе Заслуженный военный летчик России Александр Харчевский простился со знаменем Липецкого авиацентра. Авиаторы во всем мире знают этого пилота, он прославился как не проигравший ни одного воздушного боя. В этом году Харчевскому исполнилось 65. Он уходит на пенсию по достижению предельного возраста нахождения на военной службе. И, кажется, что вместе с Харчевским уходит целая эпоха в российской авиации.
Шестьдесят пять Александру Харчевскому исполнилось 9 мая. Свой юбилей он отметил в полете над Красной Площадью российской столицы. Харчевский все последние годы участвовал в воздушном параде, который проводится в честь Победы в Великой Отечественной войне. Знаменитый ас неизменно сам вел липецкое «тактическое крыло» из 10 боевых самолетов. И, кажется, есть какой-то глубокий смысл в том, что день рождения Заслуженного летчика России приходится на День Победы.
Александр Харчевский, Заслуженный военный летчик России : «Это самый главный наш праздник. И самый любимый, потому что с ним связано столько любви к Родине, патриотизма, величия России».
С 1997 года Александр Харчевский руководил Липецким центром боевой подготовки летчиков. Конец девяностых — тяжелое время и для страны, и для авиаторов. Кроме того что не было горючего для полётов, сотрудникам центра не платили денежное довольствие. Перед Харчевским стояла задача не допустить развала. И он эту задачу выполнил. Добился, чтобы для сотрудников авиацентра начали строить жилье. Возобновилась научная работа в центре. А в марте двухтысячного года Харчевскому был доверен знаменитый полет по маршруту Краснодар-Грозный и обратно на истребителе Су-27 УБ, на борту которого находился тогда исполняющий обязанности Президента России Владимир Путин. Глава государства занимал место второго пилота, и в какой-то момент даже сам управлял боевой машиной.
За время службы Харчевский участвовал в сорока воздушных тренировочных поединках с пилотами США, ЮАР и Франции. И ни одного воздушного боя он не проиграл. Много лет Харчевский возглавлял пилотажную группу «Соколы России». В свои годы Заслуженный военный летчик России выполнял на самолетах Су-34, Су-30СМ и Су-35 такие воздушные кульбиты, которые далеко не всем молодым пилотам по силам.
Александр Харчевский, генерал-майор, начальник Липецкого авиацентра (2010 год): «Один философ сказал: небесная правда, или законы небесной правды противоречат земным законам, законам, которые на земле, потому, что в воздухе, там некогда думать о своих земных заботах и всё остальное. Там — настоящая работа».
И вот пришел момент, когда легендарный летчик уходит в отставку. У военнослужащих есть трогательный ритуал, когда командир прощается со знаменем части. Церемонию провели прямо на летном поле. Здесь собрались сослуживцы Александра Харчевского, представители Главного штаба Воздушно — космических сил России, руководители Липецкой области.
Александр Никонов, заместитель главы администрации Липецкой области: «Александр Николаевич человек, конечно, уникальный. То, что он 47 лет в армии, в воздухе, то, что он освоил за эти годы более 10 типов самолетов, тысячи часов налета, говорит о том, что таких примеров, пожалуй, ни в России, ни в мире не найти».
Новый начальник авиацентра, генерал-майор Сергей Кобылаш отметил, что после Харчевского руководить ему здесь будет непросто, но он с удовольствием принял эту должность и постарается преумножить тот потенциал, который наработал авиацентр под руководством Александра Харчевского.
Сергей Кобылаш, Герой России, начальник Липецкого авиацентра: «Мы думаем, что весь личный состав, я лично, не подведём Александра Николаевича. Он будет нашим почетным гостем, будет входить в ветеранский наш совет. И мы будем прислушиваться к его советам потому, что у него самый большой опыт летного состава истребительной авиации ВВС не только России, но и всего мира. У него выслуга лет, если брать в льготном исчислении 89 лет 9 месяцев».
Сам Александр Харчевский отметил, что самым главным счастьем для него всегда было летать. И даже в свои 65 он чувствует в себе ещё много сил.
Александр Харчевский, генерал — майор, Заслуженный военный летчик РФ: «Я сейчас умом и разумом понимаю своё состояние, но когда ты здоров, ты ещё можешь владеть самолётом в полных возможностях, душа и сердце, как бы, не на месте».
Но, уйдя в запас, Харчевский не планирует расставаться с профессией. И, коль уже нельзя летать, он хочет продолжить заниматься научной деятельностью, чтобы реализовать свои наработки, которые из-за занятости до этого просто не успел воплотить в жизнь.